В прошлом месяце Пентагон опубликовал план военного бюджета на 2017 фискальный год, в котором отдельным пунктом выделены $50 миллионов на контртеррористические операции в Таджикистане. ВС США собираются «противостоять Талибану, ИГИЛ* и другим террористическим группировкам, а также обеспечивать стабильность в регионе».
В ноябре госсекретарь Джон Керри в рамках своего тура по пяти центральноазиатским республикам бывшего СССР неоднократно заявил, что США ищут сотрудничества с этими странами в области безопасности. Ещё в 2012 и 2013 годах Пентагон спонсировал учения киргизских и таджикских вооружённых сил, имитировавшие военные действия по борьбе с наркооборотом. Документы, свидетельствовавшие о проведении таких учений, были выложены только в конце 2013 года и вызвали критику многих аналитиков. По их мнению, такие военные операции нужны только американским власть имущим кругам, контролирующим производство наркотиков, для устранения конкурентов.
В то же время альянс НАТО проводит военно-морские учения в Чёрном море и противостоит Москве путём финансовой поддержки оборонных комплексов государств-соседей России: стран Балтии, Украины и Грузии.
Если Конгресс США одобрит план «помощи» Таджикистану, то Пентагон будет иметь все шансы восстановить убытки от потери влияния в регионе. В 2014 году Кыргызстан закрыл военную авиабазу США, расторг все контракты на американское финансирование и присоединился к Евразийскому экономическому союзу.
Таджикистан же «обхаживают» с разных сторон. Генерал пакистанской армии Рахиль Шариф недавно встретился в Душанбе с президентом Эмомали Рахмоном. Стороны обсудили «сотрудничество национальных армий и органов правопорядка Пакистана и Таджикистана в борьбе против современных угроз и трудностей, включая терроризм, экстремизм и наркоторговлю». За день до этого Душанбе посетил генерал-полковник Народно-освободительной армии Китая Фан Фэнхуэй, также обсудив с Рахмоном военное сотрудничество.
Таджикистан является членом Шанхайской организации сотрудничества, договорённости которой обеспечивают военное и антитеррористическое сотрудничество с Китаем, Россией и другими странами. Через Таджикистан проходит ключевой газопровод из Туркменистана в КНР, и в будущем Китай планирует проложить по этому же маршруту новый коммерческий «шёлковый путь» (экономический пояс Великого шёлкового пути).
На сегодняшний день ВС РФ представляют самое массовое военное присутствие в стране. Несколько тысяч российских военнослужащих обеспечивают безопасность границы с Афганистаном во избежание проникновения террористов на территорию стран СНГ. Россия также спонсирует учения и снаряжение таджикской армии.
Западные правозащитные организации не раз призывали обратить внимание на нарушения прав человека в Таджикистане. Весь мир считает режим Рахмона в Таджикистане тоталитарным. США и ЕС поддерживают таджикскую оппозицию, при том вполне официально. Так что планы Пентагона об оказании военной помощи носят исключительно характер интервенции с целью провести ещё одну цветную революцию. Однако не учитывают американские генералы тот факт, что соперничать за влияние в Таджикистане, за тысячи километров от Вашингтона, придётся не с талибами, вооружёнными одними автоматами, а с российской армией. История показывает, что уже двести лет Россия является абсолютным фаворитом в «Большой игре».
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая организация, запрещённая на территории РФ
Правила комментирования
comments powered by Disqus