Кыргызские сельхозпроизводители хотели бы поставлять свою продукцию на рынки стран Евразийского экономического союза. Для этого у них есть все возможности, правда, определенные проблемы возникли вместе с вхождением страны в ЕАЭС. Однако, как считают в Кыргызстане, они преодолимы.
Шансы есть, осталось ими воспользоваться
Новые перспективы – вот что позволяет кыргызским аграриям смело смотреть в будущее своей страны в составе ЕАЭС. Таково мнение, прозвучавшее на круглом столе «Перспективы развития экспорта сельхозпродукции в страны ЕАЭС». Форум прошел в южной столице республики Оше, что немаловажно, учитывая тот факт, что регион является сельскохозяйственным, а сама отрасль – одной из главных в экономике страны.
«Для кыргызстанских производителей открылись новые рынки сбыта, усиливается экспортный потенциал нашей экономики. При этом, естественно, заметно выросли таможенные платежи и зафиксирована активная предпринимательская деятельность. Правительство сфокусировало помощь на приоритетных секторах экспорта, уже зарекомендовавших себя в качестве экономически выгодных направлений, в том числе плодоовощной и мясомолочной отрасли», – отметил Мирлан Бакиров, депутат парламента, председатель комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию.
Он также сообщил, что, по данным Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при правительстве, в реестр ЕАЭС на данный момент вошли 12 перерабатывающих предприятий, из которых 8 молочных, 2 рыбных хозяйства и 2 по переработке меда, на очереди еще 9 предприятий республики.
Стоит отметить, что власти республики стараются поддерживать фермеров. Существует система кредитов для производителей сельскохозяйственной продукции. Пожалуй, именно для крестьян государство создает наиболее оптимальные финансовые условия при выдаче ссуд и кредитов, ежегодно направляя существенные суммы на поддержку фермерских хозяйств и переработчиков сельхозпродукции.
Так совпало, что примерно в одно и то же время были введены санкции Запада против России, и Кыргызстан стал членом ЕАЭС. Это дало повод властям страны говорить о возможности увеличения экспорта овощей и фруктов, молока и мяса на прилавки российских магазинов. Стимул был весьма ярким и вполне осязаемым. По утверждениям киргизских чиновников, этот год должен показать, насколько отечественные производители готовы выходить на международные рынки. При этом льготные условия рынков России, Беларуси и Казахстана дают возможность постепенно наращивать производство и набираться опыта всем – производителям, экспортерам, чиновникам, государственным структурам.
Плясать от цифр
На данный момент, как утверждают в Министерстве экономики, в общем объеме внешнеторгового оборота Кыргызстана на страны ЕАЭС приходятся около 40%. При этом, по данным Национального статистического комитета страны, по сравнению с прошлым годом объем внешней торговли республики сократился на 26,6%. Такие показатели не удивляют, так как власти, эксперты предупреждали, что на первых этапах, то есть в переходный период в составе ЕАЭС возможны некоторые трудности. Например, за первые два месяца этого года объем экспорта сократился на 18,1%, а импорта – на 30,1%.
В Министерстве финансов сообщили, что в этом году фермеры получат льготные кредиты на 2,7 млрд сомов ($38,6 млн). При этом кредиты для развития растениеводства и животноводства на три года выдаются под 10% годовых, а кредит до 100 тысяч сомов ($1,6 тысячи) на срок до одного года можно взять без залога. Также отмечается, что несколько сместился состав получателей кредитов: если раньше животноводы чаще обращались в банки, то теперь все чаще кредиты берут переработчики сельскохозяйственной продукции. Особо отмечается, что можно даже взять кредиты для рефинансирования других кредитов, ранее взятых в других банках. Однако есть условие: погашение возможно только при том условии, если первый кредит также был сельскохозяйственным. Стоит отметить, что, согласно информации Минфина, «правительство покрывает расходы коммерческих банков, участвующих в программе льготного кредитования сельхозпроизводителей, на размещение льготных кредитов». В 2016 году на эти цели планируется выделить 400 млн. сомов ($5,9 млн.).
Бывший министр сельского хозяйства Жумакадыр Акенеев отметил, что кредиты выдает и Российско-Кыргызский фонд развития по сниженным ставками фермерам и переработчикам сельскохозяйственной продукции. Однако директор представительства Ассоциации заготовителей и переработчиков мяса и мясопродуктов по южному региону Сабыржан Калмаматов посетовал, что ставки все равно выше, чем у государства, а сами кредиты получают единицы крестьян и переработчиков. На данный момент Российско-Кыргызский фонд развития выдает кредиты под 12% на пять лет.
Но даже эти условия некоторые считают не совсем приемлемыми для фермеров. Депутат Бактыбек Райымкулов предложил выдавать кредиты на условиях не более 7% годовых. «Предлагаемые в нашем законопроекте меры по введению низкой процентной ставки будут способствовать социально-экономическому развитию и увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции, обеспечению продовольственной безопасности страны и достижению полной занятости сельчан», – сказал парламентарий. Однако он, как и другие депутаты, пока не смогли объяснить, из каких источников будут покрываться затраты.
Иностранный фактор
Еще в начале года депутаты парламента обратили внимание на качество продукции сельского хозяйства из Китая, ввозимой в Кыргызстан. Они предположили, что большая часть продуктов является генетически модифицированной, и это несмотря на то, что в республике «существуют пять оснащенных лабораторий, в том числе на Иссык-Куле, в Бишкеке и Оше, соответствующих всем международным стандартам».
Нардепов также озаботил тот факт, что китайская продукция дешевле, чем у кыргызских фермеров, что делает их труд нерентабельным в условиях, когда дешевая, некачественная генно-модифицированная продукция из Китая заполонила рынки страны. И это тоже означает, что кыргызским сельхозпроизводителям приходится фактически выживать в условиях неравноправной конкуренции.
Несмотря на это, местные фермеры начинают отказываться от применения химии в производстве. Толчком послужило заявление председателя биокооператива «Алыш-Дан» Турсунали Толомушова. Он заявил, что химикаты проекта «Агро Горизонт» американской организации ЮСАИД, которая якобы оказывает помощь кыргызским фермерам и раздавала химию бесплатно, стали причиной того, что абрикосовые сады, возможно, уже не будут плодоносить, а плоды тех растений, что выживут, непригодны для экспорта, так как ядохимикаты от «Агро Горизонта» запрещены в странах ЕАЭС.
Нужно что-то менять…
Министерство сельского хозяйства часто критикуют, в том числе и за бездействие, что иногда приводит к инцидентам, как в случае с «Агро Горизонтом». Например, еще в начале прошлого года тогдашний премьер-министр Джоомарт Оторбаев, как сообщала пресса, «подверг критике работу министерства за неисполнение целого ряда пунктов плана действий министра сельского хозяйства и мелиорации, в том числе за отсутствие надежных статистических данных, слабую работу в области ветеринарии, необоснованные задержки создания логистических центров и недостаточное внимание к развитию ирригационных систем».
За прошедшее время мало что изменилось. Дважды менялись правительства. В феврале уже этого года на заседании парламента после того, как до депутатов была доведена информация о готовности к проведению весенних полевых работ, депутат Айнуру Алтыбаева заявила, что «из-за недоработок исполнительной власти в лице Министерства сельского хозяйства фермеры Кыргызстана терпят убытки». Например, она отметила, что планированием объемов сельхозпродукции должны заниматься фермеры совместно с министерством, чтобы избежать перепроизводства по одним позициям и недооценки других.
Сейчас в Кыргызстане опять сменилось правительство. Придут новые министры. Есть надежда на то, что координация действий государственных и межгосударственных, совместных с другими странами, организаций в рамках ЕАЭС выйдет на новый уровень и описанные выше недостатки будут устранены. Но уж слишком долго нормализуется ситуация, а сельскохозяйственный цикл ждать не может.
Правила комментирования
comments powered by Disqus