90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Центральная Азия: доверяй, объединяй и властвуй

25.04.2016 10:35

Политика

Центральная Азия: доверяй, объединяй и властвуй

Недавний визит казахстанского президента Нурсултана Назарбаева в Ташкент и его встреча с узбекским коллегой Исламом Каримовым показал, что эпоха «геополитических исканий» в Центральной Азии подходит к концу. Но при этом в самом регионе пока сохраняется атмосфера политической разобщенности.

Визит в Ташкент не стал неожиданностью для общественности. Еще до того как Н. Назарбаев отправился в турне, его пресс-служба перечислила страны, которые он посетит в течение нескольких дней. По политическому и экономическому потенциалу Узбекистан трудно поставить рядом с Ираном и Турцией, государствами, где накануне побывал казахстанский лидер. И хотя Ташкент стоит особняком, в путеводителе казахстанского президента он все-таки оказался не случайно.

Узбекистан только на карте мира выглядит блекло, а в своем регионе может формировать микроклимат. Это  вторая по величине экономика, ВВП которой превышает 50 млрд. долларов. Республика обладает боеспособной армией и имеет большой демографический потенциал. В стране проживает 30 млн. человек, а средний возраст населения составляет 27 лет. По оценкам ООН, к 2050 году численность граждан достигнет 37 млн. человек. Хотя население Казахстана на порядок меньше, чем у соседа, зато его экономика больше, и в военно-политической сфере он не уступает. В связи с этим встречу двух лидеров можно смело называть неординарным событием для региона. Тем более что речь идет об аксакалах, которые пришли к власти в советское время, но, несмотря на все встряски, смогли удержаться в политическом седле.

Как заметил еще в 2013 году Н. Назарбаев, «Узбекистан является не только ведущим государством нашего региона, но и наш ведущий торгово-экономический партнер в Центральной Азии». В последние годы деловые связи между соседями сильно укрепились. В 2015 году объем товарооборота составил 3 млрд. долларов, по данным Ташкента, или 1,6 млрд. долларов со ссылкой на казахстанскую сторону. Несмотря на разночтения в статистике, факт остается фактом – показатели высокие. В первое десятилетие XXI века объем торговли не превышал 1 млрд. долларов, импульс придало соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное в Ташкенте в июне 2013 года. В этом смысле трудно не согласиться с высокой оценкой, которую дают документу в Ташкенте.

Узбекский МИД на своем сайте уверяет, что, несмотря на позитивную динамику, потенциал отношений между соседями реализован не в полном объеме. Не трудно догадаться, что дипломаты, делая такие выводы, полагались на объем экономик двух стран. Но есть и другая веская причина. По данным CIA World Factbook, Узбекистан сохранил высокие темпы роста экономики даже после глобального кризиса 2008 года. Рост его ВВП не опускался ниже 8%, и только в 2015 году он составил 6,8%. Для сравнения: 2015 год Казахстан завершил с 1,2% роста ВВП, а в этом году, по прогнозу Standard & Poor's, этот показатель в лучшем случае будет нулевым. В таком амплуа Узбекистан способен стать драйвером развития региона. По крайней мере приграничные казахстанские области смогут получить заряд бодрости от соседа.

Эксперты уверены, что президенты обсуждали пути наращивания торговли между странами и диверсификации экономик. Во многом это было связано с текущей ситуацией. Как сообщил И. Каримов, «в мировой экономике продолжается кризис, ни одно государство мира не лишено трудностей. Мы хотим, чтобы мы шли правильным путем и постоянно "сверяли часы"».

Но кризис – не единственная специфика, которую можно было подчеркнуть на полях состоявшейся поездки. Особенностью нынешнего визита казахстанского лидера в Узбекистан стало то, что он носил рабочий характер. Более того, в его рамках президенты не подписывали соглашений или договоров. Все ограничилось их переговорами за закрытыми дверями и небольшим комментарием для прессы. В Астане привыкли мерить зарубежные турне президента количеством подписанных документов и объемом привлеченных инвестиций. В этот раз не было ни того, ни другого. Но этот факт не только не умаляет ценности рабочего визита, но и позволяет говорить о том, что отношения между государствами выходят на принципиально новый уровень.

«Бездокументный» формат поездок Нурсултан Назарбаев давно практикует с российским коллегой Владимиром Путиным. За год оба президента могут по нескольку раз встречаться и ничего не подписывать. Это не свидетельствует о разногласиях между странами, а говорит об уровне доверия между ними. Политики обсуждают актуальные проблемы, вырабатывают общую позицию, координируют внешнеполитический курс стран, готовят инициативы. В этом смысле подобные встречи отвечают статусу стратегического партнерства.

Как и в случае с Россией, визит казахстанского лидера в Узбекистан говорит о том, что между двумя ключевыми странами Центральной Азии укрепляется доверие. Их отношения выходят на новый уровень. Кстати, на это указывает статистика, которую привел МИД Узбекистана. Согласно ей, казахстанский лидер 8 раз посетил с официальным визитом Ташкент, а И. Каримов 9 раз был в Казахстане. Причем в последние годы встречи двух политических тяжеловесов Центральной Азии стали носить регулярный характер.

Если обратиться к опыту российско-казахстанских «бездокументных» встреч, то мы видим, что в их рамках первые руководители стран обсуждают актуальные проблемы регионального и глобального уровня. По результатам переговоров главы государств дают поручения, готовятся новые документы, инициативы. Более того, такой формат встреч позволяет вырабатывать единую позицию и отстаивать ее на глобальных площадках. Если говорить о Ташкенте и Астане, то такой площадкой выступают ШОС и СНГ. Поэтому, как сказал президент Казахстана, «наша практика встреч без лишних формальностей в качестве соседей имеет важное значение».

Визит казахстанского лидера в Ташкент среди прочего показал настроения в регионе. Очень похоже, что время геополитических исканий, когда страны пытались делать ставку на США, Китай или Россию, постепенно уходит в прошлое. Приходит понимание, что проблемы Центральной Азии – это, прежде всего, забота самих стран региона и вместо них никто эти проблемы решать не будет. А значит, нет смысла возлагать особые надежды на внешних акторов. Неудивительно, что узбекская сторона с этой точки зрения увидела большой потенциал в регулярных встречах с казахстанскими коллегами.

В этом контексте приходит на ум не столько нынешний визит Назарбаева в Ташкент, сколько поездка Каримова в Астану в 2013 году. Тогда многие эксперты заговорили о намерении Узбекистана «перезагрузить» отношения с Россией, дескать, Казахстан поможет. Конечно, у Н. Назарбаева и В. Путина сложились хорошие рабочие связи. Но для «перезагрузки» отношений с Россией не надо лететь в Астану. Российские власти готовы напрямую обсуждать любые вопросы с руководством Узбекистана. Тем более что в отношениях между Москвой и Ташкентом не наблюдалось осложнений.

Республика проявляет сдержанность не только к России, но и к США. После событий 2005 года отношения между странами были восстановлены, чего не скажешь о доверии. Узбекистан – не единственное государство, которое теряет интерес к геополитическим игрокам. Аналогичное поведение демонстрирует Таджикистан. Прежде власти поддерживали любые российские инициативы, а сегодня не спешат вступать в ЕАЭС. Это притом, что благополучие страны зависит от стабильных денежных перечислений на родину её граждан, которые сейчас работают в России.

Сдержанные чувства по отношению к ведущим странам создают предпосылки для консолидации Центральной Азии. Проблема – актуальная для региона. Так, в январе немецкий Фонд Фридриха Эберта провел в Алматы круглый стол «Взгляд на Центральную Азию: извне и изнутри», где собравшиеся эксперты из соседних стран говорили о том, что разобщенная Центральная Азия на руку большим державам. Принцип разделяй и властвуй позволяет им извлекать для себя преимущества. С другой стороны, мы имеем дело с палкой о двух концах. Разобщенный регион несет себе и окружающим большие риски в сфере безопасности. И в первую очередь с ними могут столкнуться Китай и Россия.

Хотя Узбекистан и другие страны стали настороженно относиться к ведущим игрокам, из этого не следует, что они консолидировались. Кстати, об этом также говорили эксперты в Алматы, которые констатировали, что в регионе сохраняются центробежные силы. Причин этому много, но главным образом они связаны с существующими в Центральной Азии противоречиями. Так, водно-энергетическая проблема разделила страны на два лагеря: одни хотят зарабатывать на электричестве, а других беспокоит перспектива остаться без воды в летний период. Кроме того, обострилась старая проблема – граница. В марте Кыргызстан и Узбекистан демонстрировали друг другу силу на общей границе.

Консолидация Центральной Азии, во-первых, позволит эффективно решать проблемы региона, в том числе в сфере региональной безопасности. Во-вторых, создает условия для укрепления экономических отношений между центральноазиатскими республиками, что положительно скажется на уровне жизни населения. Однако для консолидации региона требуется политическая воля лидеров и доверие между государствами. Пока мы видим, как Ташкент и Астана пытаются «сверять часы» и даже координировать свои действия в регионе и на внешней арене.

Казахстан и Узбекистан – это, понятно, далеко не вся Центральная Азия. Кроме того, их тесные контакты в условиях дефицита доверия могут вызвать беспокойство в Бишкеке или Душанбе. Общий язык нашли страны, которые находятся в низовьях трансграничных рек, и их позиция не отвечает интересам тех, кто находится выше по течению Амударьи и Сырдарьи.

Очевидно, что способность Казахстана и Узбекистана договариваться между собой является их серьезным капиталом, вопрос в том, как с ним поступить. С одной стороны, обе страны могут эффективно отстаивать свою позицию на разных региональных площадках. Но, с другой стороны, имеет смысл акцентировать внимание не только на национальных, но и на общих для стран Центральной Азии интересах. Ведь, как показывает, например, опыт Евросоюза, как раз в этом и состоит зрелость региональной элиты.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

25.04.2016 10:35

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Ричард (Дик) Монро  Майлз

Майлз Ричард (Дик) Монро

Временный поверенный в делах США в Кыргызстане

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
175 см

минимальный рост полицейского в Казахстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31