Визит президента Ислама Каримова в Москву подтверждает то, что Ташкент разворачивается в сторону РФ, заявил политолог Андрей Грозин. Одной из причин возникновения новой конфигурацией балансирования между основными центрами силы является угасание интереса США к Центральной Азии.
Президенты Узбекистана и России Ислам Каримов и Владимир Путин провели переговоры в Москве. Накануне прошла неформальная встреча лидеров двух стран. Одной из главных тем трехчасовой беседы стало обострение ситуации в Афганистане, которую Каримов охарактеризовал как "вялотекущую войну, которой не видно конца".
Президент Узбекистана в ходе встречи подчеркнул, что без участия России решить афганскую проблему не получится. Можно ли расценивать высказывание президента как сигнал, что государство "определилось", сделав выбор в пользу РФ, или же это традиционный политический реверанс, рассказали Sputnik политологи Владимир Жарихин и Андрей Грозин.
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, говорить о повороте Узбекистана в сторону России по меньшей мере преждевременно. Глава республики "высказывает здравые мысли", но на их основании нельзя делать выводов.
"Если Обама заявляет о том, что без России не решить проблемы в Сирии, это не значит, что Обама повернулся лицом к России. Каримов заявил вещь очевидную, что без участия России действительно нельзя решить проблемы Афганистана. Это не значит, что он пересмотрел свое решение выйти из ОДКБ или из ЕАЭС. Я бы не стал говорить о политическом повороте Узбекистана", — сказал политолог.
В свою очередь заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин, в свою очередь, считает, что заявления президента могут свидетельствовать о том, что Ташкент разворачивается в сторону Москвы.
"В последнее время очень многие эксперты говорят о том, что Ташкент стал слишком проамериканским. На мой взгляд, здесь есть определенная доля преувеличения, но определенный крен, конечно, был. И, очевидно, что сейчас этот крен исправляется", — отметил эксперт.
Речь узбекского лидера подтверждает, что Узбекистан по-прежнему считает Россию одним из ведущих центров силы, который способен навести порядок к югу от границ бывшего СССР, однако Ташкент никогда не делал противоречащих этому заявлений, так что это "не разворот, и не реверанс, а констатация факта".
Политолог подчеркнул, что выводы можно будет делать после того, как вслед за этим заявлением последуют решения.
"Если будет практическое наполнение этим здравым и справедливым словам, которые были произнесены на встрече, если будут практические шаги, то вполне можно будет говорить о том, что маятник внешней политики Ташкента опять пришел в движение", — сказал Грозин.
Эксперт напомнил, что Ташкент всегда придерживался многовекторной политики, избегая односторонней зависимости. Причем неважно, где он расположен: в Москве, в Пекине или в Вашингтоне. По мнению Грозина, интерес Запада к Афганситану и Центральной Азии "объективно снижается", что узбекские власти не могли не заметить.
Грозин уверен, что проблемы безопасности в регионе могут решить только те государства, которые непосредственно граничат с Афганистаном или исторически близкие страны.
"Никак не Брюссель и никак не Вашингтон. Только Китай, Россия, Иран и центральноазиатские государства, а также Индия с Пакистаном способны реально повлиять, чтобы в Афганистане стабилизировалась ситуация", — подчеркнул эксперт, добавив, что последние 15 лет продемонстрировали, что Запад либо не может, либо не хочет решать афганский вопрос.
По прогнозам политолога, теперь финансирование Афганистана и Центральной Азии будет снижаться. Об этом свидетельствуют последние шаги США и оценки, которые выдают американские мозговые центры.
"Центральная Азия выходит из поля серьезного внимания и остается на периферии. Появилась необходимость определяться с новой конфигурацией балансирования между основными центрами силы, при котором у американцев не будет такого доминирования, которое наблюдалось еще два-три года назад", — заключил эксперт.
Президент Узбекистана Ислам Каримов 25 апреля прибыл с двухдневным визитом в Москву. В понедельник состоялась его неформальная встреча с Владимиром Путиным, а 26 апреля — официальная часть визита, в ходе которой стороны подписали ряд документов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus