В Киргизии арестованы несколько лидеров движения «Народный парламент» по обвинению в попытке насильственного свержения власти. В нынешнем году это уже вторая сорванная спецслужбами попытка совершить государственный переворот. Даже для Киргизии, где «революции» в последнее десятилетие дело обычное, это многовато.
Еще в марте власти арестовали лидера оппозиционной партии «Чындык» Кубанычбека Кадырова и бывшего губернатора Джалал-Абадской области Бектура Асанова. Последний на митинге в Джалал-Абаде, предварявшем большой республиканский курултай (народное собрание), назвал главу государства Алмазбека Атамбаева «черным президентом», обвинил в физическом устранении политических противников руками членов организованных преступных группировок и призвал к свержению власти. Курултай так и не состоялся. Другие лидеры оппозиции, вроде «Бульдозера революции» Азимбека Бекназарова, бывшего генпрокурора, быстро открестились от арестованных. Путч, государственный переворот, бунт – называйте как хотите – не состоялся. Следствие по делу идет до сих пор.
Но на сцену вышла другая сила. Оппозиционное движение «Народный парламент» 12 мая провело в Бишкеке форум, на котором объявили о проведении массовой акции 17 мая на одной из площадей столицы и обещали участие порядка 20 тысяч человек.
Одновременно упреждающий шаг сделали спецслужбы. В Сети появились аудиозаписи переговоров лидеров «Народного парламента». Например, один из них – Торобай Колубаев в телефонном разговоре сказал собеседнику, что после форума он застрелит главу ГКНБ (Госкомитета национальной безопасности) Абдиля Сегизбаева. «Я Сегизбаева убью, я буду его мочить и собираюсь покалечить. Я буду стрелять в его колени, чтобы он не смог ходить», – откровенничал Колубаев. Путчисты также говорили о наличии 450 бойцов, готовых совершить государственный переворот, о том, что у них достаточно оружия, оставшегося после «постреволюционной» межнациональной резни июня 2010 г.
А Нулан Мотуев будучи, скажем так, слишком публичным политиком, одиозной личностью, любителем своей персоны на телеэкранах, выдвигавшим свою кандидатуру в президенты, прямо позиционирует себя как сторонника ИГИЛ. Остальные «парламентарии» – в своем большинстве бывшие чиновники среднего и высшего звена при прошлых президентах, с которыми некоторые эксперты связывают неудавшихся путчистов.
«Народные парламентарии» в своих телефонных и публичных речах говорили о том, что президент Атамбаев развалил экономику, создал коррупционные схемы, узурпировал власть. Соответственно, говорили об отстранении главы государства от власти, роспуске парламента и разгоне правительства. На основании их высказываний ГКНБ арестовал пятерых активистов объединения – Бекболота Талгарбекова, Торобая Колубаева, Марата Султанова, Нулана Мотуева и Александра Гусева. Последний, по сообщениям силовиков, пытался применить оружие во время задержания.
Как всегда, в случае удавшегося или неудавшегося переворота все задаются вопросом, кто за ним стоит и откуда деньги. Сами «парламентарии» заявляли, что за ними – «генералы российских спецслужб». Конкретных имен не называли. Киргизские политологи считают, что никакие генералы из Москвы путчистов не поддерживают и не могут поддерживать по определению, а заявление это – не более чем «надувание щек», попытка добавить себе политический вес, которого малоизвестным в Киргизии людям явно не хватает. Хорошо известен только Н. Мотуев, но он прославился скандалами, эпатажными высказываниями, и его популярность – это не популярность политика, а, скорее, шоумена.
Но в версию «вмешательства» Москвы, похоже, поверил президент А. Атамбаев. Многие СМИ процитировали вот эти слова главы государства: «Что же касается поддержки оппозиции генералами из зарубежных спецслужб, то могу лишь одно сказать. Наши отцы, наши предки называли это проще: это не поддержка. Это измена Родине. И иностранные генералы нашему народу никогда и ничего хорошего не приносили».
Версию о российском «следе» прокомментировал ведущий киргизский политолог Марс Сариев: «Какие генералы? Все так бездарно организовано, что и мысли нет о том, что к этому балагану приложили руку спецслужбы. Будто даже книжек про шпионов не читали. Если бы реально хотели свергнуть власть, то не орали бы об этом на каждом углу и не «сливали» бы своих кураторов. Но все же за ними, «Новым парламентом», кто-то стоит. Не Москва точно. России это не нужно. Потому что Кыргызстан и так вполне нормальный союзник. Во-первых, стоит отметить, эта провокация, а иначе не назвать этот неудавшийся путч, направлена на то, чтобы посмотреть срез нынешней политической ситуации. Задачи сменить власть не было, ибо понимали, что с учетом опыта революций 2005 и 2010 годов, такой вариант не получится. Деньги были получены «революционерами» и они их успешно освоили».
По мнению М. Сариева, фигуранты из «Нового парламента» ничем особо не рисковали. Он напомнил, как осенью 2012 г. в ту пору депутат Качмибек Ташиев со сторонниками пытался штурмовать кыргызский Белый дом. Получил срок, отсидел полгода или даже меньше – и вновь на свободе. «Так и с нынешними путчистами, – уверен политолог. – Получили деньги, посидят немного. Потому что реально они ничего не успели совершить. Выйдут на свободу. При деньгах. Это был всего лишь зондаж ситуации, разведка боем. Но все же за ними кто-то есть. Оптимально по всем условиям подходит Турция. Турки весьма активны в Кыргызстане. И им, конечно, не нравится пророссийский президент. Если еще вспомнить задержание на днях в Турции 90 с лишним китайских уйгуров с кыргызскими паспортами, настоящими, купленными, то можно предположить, что эта акция задумывалась как провокация, обвинение в коррумпированности нынешних властей, допускающих массовую продажу паспортов возможным террористам. Так или иначе, путч не удался, а президент скоро вновь скажет добрые слова о России».
Есть еще версия, что западные страны причастны к неудавшемуся госперевороту. Например, на форуме «Нового парламента» 12 мая присутствовали известные в республике правозащитники Толекан Исмаилова и Азиза Абдирасулова. Президент А. Атамбаев сказал по этому поводу, что они «верно отрабатывают свои гранты» и причислил их к лагерю арестованных путчистов. Однако правозащитницы ответили через прессу, что присутствовали на форуме лишь как наблюдатели и пообещали подать в суд на главу государства и потребовать извинений.
Стоит также отметить, что в версию российского вмешательства не поверили даже на Западе. Доцент Вашингтонского университета национальной обороны исследователь Центральной Азии и уроженка Киргизии Эрика Марат в интервью киргизскому филиалу радио «Свобода» («Азаттык») сказала: «Опираясь на конспирологическую теорию, говорили, что Россия пытается продвинуть закон об иностранных агентах и так далее. Но парламент не принял законопроект, что показывает, насколько динамична политика внутри страны, насколько сильно гражданское общество, как оно может влиять на решение парламента. Путин и Кремль, какие-то российские генералы тут ни при чем, ни при чем и российские СМИ… Ничего конкретного не изменится. Все останется, как есть. Атамбаев известен своими спонтанными речами. Я не удивлюсь, если скоро он лестно выскажется о России и Кремле. Не думаю, что произойдут какие-то серьезные изменения».
Еще не прошло и года, как Киргизия вступила в ЕАЭС, отношения с Россией вполне нормальные. Есть, конечно, определенные противоречия и конфликты интересов вроде денонсации договора о строительстве каскада мощных ГЭС, но это не повод организовывать государственный переворот, притом так наивно и непрофессионально. Вдобавок через год с небольшим А. Атамбаев сам уйдет со своего поста вполне законно, поскольку не сможет, согласно Конституции, занять свой пост во второй раз. То есть нужды в смене власти насильственным способом, как кажется, нет. Но все же кому-то необходимо раскачивать лодку.
В неудавшихся попытках госпереворота есть и свои плюсы. Они показали, что, в отличие от прежних лет, руководство страны уже не заигрывает с оппозицией и решительно пресекает все попытки незаконно сменить власть. Конечно, остаются проблемы, которые власти решают с трудом: коррупция, стагнация в экономике, безработица. Все это порождает у населения недовольство действиями президента, парламента и правительства. Будем надеяться, что из происшедшего правящие круги извлекут необходимые уроки. Ведь социальная напряженность напрямую влияет на протестные настроения, а решать проблемы социально-экономического характера всегда сложнее, чем просто подавить «непрофессиональный» путч.
Правила комментирования
comments powered by Disqus