Интервью с заместителем генерального директора Информационно-аналитического центра – Андреем Карповым.
ИАЦ: Как вы оцениваете перспективы развития политической ситуации в Казахстане по итогам несостоявшихся митингов 21мая?
А.Карпов: Наиболее вероятный сценарий – Ак Орда удержит ситуацию под контролем, переключив обсуждение «горячей темы» — земельного вопроса в формат различных диалоговых площадок. Комиссии под председательством Сагинтаева, прежде всего. Тут вопрос не только в возможности дискуссии, публичном выражении альтернативных позиций и точек зрения. Очень важно, что к работе с властью подключены все главные критики реформы, те, кто еще несколько недель назад призывал «стоять до конца».
Например, Мухтар Тайжан – оппозиционный активист, критик власти, борец против ЕАЭС. Посмотрим, как он реагирует на нынешний расклад сил.
Что же мы видим? С одной стороны, он заявляет, что него избрание в состав Земельной Комиссии стало неожиданностью. Но, с другой стороны, четко расставляет новые акценты — «я намерен пользоваться этой ответственной позицией в интересах граждан и выработки качественного земельного законодательства». Т.е. участие в диалоге «власть-общество», это и есть оптимальный формат для текущего момента, а радикалы, те, кто призывает идти до конца, оказываются за пределами этого переговорного поля.
Полагаю, что для Ак Орды такой расклад можно считать оптимальным и, если не будет допущено ошибок на уровне регионов, то перспективы стабилизации общественно-политической ситуации просматриваются вполне отчетливо.
ИАЦ: Вы обратили особое внимание на ситуацию в регионах РК. А чем она принципиально отличается от ситуации в столичных центрах? В чем риски?
А.Карпов: Я бы не назвал это рисками. Вопрос в качестве работы управленцев на местах. Большая комиссия может рассматривать и принимать самые прогрессивные и компромиссные решения. Но все это время, пока будет идти обсуждение «за и против» новой земельной реформы, будет идти аналогичный, но менее заметный в информационном поле диалог на уровне регионов. А в ряде областей РК ситуация не самая простая. И тут уж задача местных властей обеспечить качество этих коммуникаций. Именно здесь, если угодно, и будет проявляться реальный уровень доверия населения к власти.
Как справедливо отметил мой собеседник из Уральска, необходимо создавать форматы, в которых акимы и местные чиновники смогут обеспечить реальный уровень коммуникаций с активистами из числа представителей региональных НКО, да просто неравнодушными людьми.
Этот путь в нынешних, непростых условиях актуален не только для Казахстана, но и для России.
ИАЦ: Остается открытым вопрос о внешнем влиянии на процессы, происходящие в Казахстане. Можно ли говорить о »синдроме Майдана»?
А.Карпов: Скажу честно, я не любитель конспирологических теорий. То, что в день митинга активно работали украинские журналисты и не только — это факт, который не требует особого обсуждения. Их задача была проста и понятна — перевести стрелки на тему российско-казахстанских отношений. Создать видимость угрозы с севера. Сидит человек в Луцке и постит фэйковые материалы. Тут все понятно и нужно быть слепым, чтобы это не замечать.
Нет «синдрома Майдана», есть технология расширения протестной среды. Из одного реального оппозиционера в ФБ не так сложно сделать сотню бойцов виртуального фронта. Но если ориентироваться на внешний фактор, то легко оставить вне поля зрения комплекс внутренних причин, создающих поле напряженности. С водой хорошо бы не выплеснуть ребенка. Будем надеяться, что нашим казахстанским друзьям удастся объективно оценить все стороны нынешней очень непростой ситуации. И двигаться дальше..
Правила комментирования
comments powered by Disqus