«Мы предполагаем, что есть настоящая история - некая абсолютная истина, и мы знаем ее. Но этого нет даже в физике, нет этого и в истории. Соответственно, искажать ничего невозможно, а вот фальсифицировать без проблем – когда я знаю какую-то часть истины и заведомо представляю не так, как я ее знаю», - заявил кандидат философских наук, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев, выступая на заседании экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
У нас звучит, что история должна быть объективна. Это, по большому счету, невозможно. Известно, что даже физика является идеологически нагруженной. Любая наука является идеологически нагруженной. Идеология внутри нее включена. По природе любой науки, по сути, она является идеологической.
Более того, когда мы говорим, например, об искажении истории, мы предполагаем, что есть некая настоящая история, есть некая абсолютная истина, и мы знаем ее. Но этого нет даже в физике, нет этого и в истории. Соответственно, искажать ничего невозможно, а вот фальсифицировать без проблем – когда я знаю какую-то часть истины и заведомо представляю не так, как я ее знаю.
Искажения, если оно не целенаправленно, просто не может быть. Когда мы говорим, что история не должна искажаться, то мы тем самым ограничиваем право на научный поиск. Сергей Домнин об этом косвенно сказал: я вытаскиваю какие-то документы, ставлю под сомнения какие-то исторические факты, а мне говорят, что так говорить нельзя, потому что я таким образом искажаю историю, потому что якобы есть какая-то правильная история. На самом деле мы так историю мифологизируем.
Затем попадаем на вторую суть истории, как науки, которая по определению является идеологической, хотим мы этого или нет.
Более того, на некоторых этапах идеологичность истории становится еще более выпуклой. Мы с этой ситуации сталкиваемся, когда анализируем ситуацию с языком. Что такое язык? Это просто инструмент общения. Однако, попробуйте в Казахстане или Узбекистане сказать, что казахский или узбекский язык – это только инструмент общения. Нет, это символ нации.
Соответственно, отношение будет несколько иным, оно будет идеологизироваться. История тоже рассматривается как серьезный символ той или иной идентичности. И когда мы выходим за рамки этого символа, даже опираясь на те или иные документы, возникают обвинения в искажении истории.
Такова объективная реальность любой науки, и я думаю, мы будем в этой реальности существовать.
Заседание экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus