Согласно данным Нацстаткома, за 25 лет количество яиц от среднестатистической кыргызстанской курицы сократилось вдвое. Несмотря на глобальный технический прогресс, за четверть века в стране сократились удои молока, урожайность злаков, овощей и ягод. В ситуации разбиралась корреспондент Sputnik Асель Минбаева.
За последние 50 лет во всем мире урожайность зерновых выросла в три раза, заявил президент Института Земли Лестер Браун в интервью The Guardian. По его данным, каждый год количество ягод, овощей и злаков, собранных с одного гектара, во всем мире растет на 1,3 процента.
Кыргызстан не из тех стран, которые тянут мировую статистику вверх, даже наоборот: за 26 лет независимости объемы продукции, собранной с квадратного километра земли, уверенно падают. Современные Буренки и Рябы тоже перестали нести столько яиц и давать столько молока, как 25 лет назад.
О беспорядочных половых связях коров и падении науки
После развала СССР аграрное хозяйство уже независимого Кыргызстана стало испытывать острый кадровый голод. По словам экс-министра сельского и водного хозяйства Жумакадыра Акенеева, в стране просто не осталось профессионалов, которые могли по науке объяснить, когда, например, надо пропалывать овощи.
"В советское время было около пятисот хозяйств. Тогда на каждый колхоз приходились по три-четыре агронома, три зоотехника, автомеханики были. Сейчас у нас около 300 тысяч фермерских хозяйств. Если брать хотя бы по одному специалисту на каждое, то нужно 300 тысяч профессионалов! Разумеется, их нет, а наши вузы не могут подготовить такое количество", — заявил Акенеев.
По словам хозяйки животного двора в Ново-Покровке Вероники Исаевой, именно из-за незнания дела фермеры загубили алатаускую породу коров, выведенную специально для Центральной Азии.
"Она была низкорослой, но давала по 25-35 литров молока в день. Сейчас буренки разношерстые. Удои — максимум 10-15 литров. Даже 18 — сейчас уже хорошо", — подчеркнула она.
По словам предпринимателя, профессиональные аграрии и зоотехники, чтобы выжить, уехали работать в другие страны. На родине им платить никто больше не хотел.
Почему умирает кыргызская земля
Оставшись один на один с необходимостью выживать, крестьяне старались сократить расходы как только можно. После крушения колхозов тракторы и комбайны оказались мелким частникам не по карману, рассказал экс-министр сельского хозяйства и мелиорации Таалайбек Айдаралиев.
"Восемь из десяти комбайнов в стране — старые. Производительность низкая, потери большие, удобрений не хватает. Раньше на 1,2 миллиона гектаров вносили около 300 тысяч тонн удобрений, а сейчас всего 120 тысяч тонн", — объяснил он.
Экс-министр также отметил проблему засоления почвы. По его словам, качество земли весьма негативно влияет на урожайность. Некогда плодородная земля Кыргызстана из-за бедности и неграмотности крестьян в скором времени может стать мертвой, считает владелица фермерского хозяйства Ольга Голубева.
"В воде, которой поливают поля, есть соли. Если ничего не предпринимать, эти соли постепенно накапливаются, и почва "умирает". На таком участке ничего путного не вырастет", — заявила фермер.
По ее словам, чтобы этого не произошло, надо постоянно оставлять на поле органику. Например, забирать только зерно, а солому не трогать: бактерии будут перерабатывать соли в полезные для растений вещества. Однако сельчане не могут позволить себе такую расточительность.
"В Кыргызстане с поля забирают все подчистую! Но я понимаю крестьян: это не вопрос блажи или незнания, а вопрос выживания. От этого зависит, пойдут ли их дети в школу с тетрадями и будет ли у них завтра еда", — рассказала Голубева.
Такое отношение к земле на протяжении четверти века уже приносит свои плоды: с каждым годом поля становятся все менее плодородными.
Как из кыргызстанских крестьян получились плохие бизнесмены
Во времена СССР государство распоряжалось, кто что и в каком объеме должен сажать. Не существовало у фермеров и проблем с реализацией продукции — все было продумано заранее.
Теперь же кыргызстанским фермерам приходится работать в условиях глобальной конкуренции. Причем из-за того, что участки у них преимущественно мелкие, договориться о крупных и бесперебойных поставках за рубеж очень трудно. Едва ли крупный бизнесмен, например, из России или Швеции, заинтересуется покупкой десяти килограммов картофеля три раза в год.
По словам предпринимателя Улана Рыскулова, который занимается продажей малины, вырастить ягоду не так сложно, как продать ее.
"Клубника, малина и черешня — продукты скоропортящиеся, нежные. Довезти их куда-то далеко очень тяжело. Местное население тоже не берет ягоды в большом количестве", — посетовал он.
По словам Рыскулова, из-за ухудшающегося состояния земли расходы существенно возрастают.
"Рассаду тоже абы какую не посадишь. У нас продается малина по 10-15 сомов за саженец, но покупать такую нет смысла: слишком мелкие ягоды. Я покупаю рассаду из Украины, ее продают по доллару", — рассказал крестьянин.
По словам отечественных предпринимателей, в конкурентной борьбе за торговые прилавки мы откровенно проигрываем производителям из России и Казахстана. За счет огромных рынков сбыта в этих странах продукты дешевле, чем те, что выращены в Кыргызстане.
Дело вовсе не в жадности кыргызстанских фермеров. Любая фирма, независимо от размера, нанимает юристов, бухгалтеров, пиарщиков. Например, дизайн упаковки для маленькой компании стоит примерно столько же, сколько для завода-гиганта. Одной большой компании требуется меньше площади, чем двум маленьким, а это ведь тоже деньги. Поэтому чем крупнее предприятие, тем дешевле может быть его продукция.
"У меня, как и у многих в Кыргызстане, фабрика маленькая, и нам очень накладно ее обслуживать. Не думаю, что у этой отрасли есть будущее. В России и Казахстане фермерам помогает государство, а нам никто не помогает", — рассказал индивидуальный предприниматель, владелец фабрики по производству яиц Данияр Ибраев.
Отчасти можно сделать ставку на экологичность отечественных продуктов. Таким образом, можно продавать картофель или клубнику даже по более высоким ценам, чем у конкурентов. Но для этого надо разработать и продвигать соответствующий бренд.
"Органика сейчас ценится во всем мире, но когда я это говорю, журналисты начинают смеяться. Наверное, потому что молодые, и многие болезни их еще не коснулись. Однако в дальнейшем ценность экологически чистых продуктов будет только расти", — подчеркнул председатель мукомольного комитета при Союзе предпринимателей Батыр Торобаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus