90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан: Кино как инструмент государственной пропаганды

18.08.2016 16:28

Общество

Узбекистан: Кино как инструмент государственной пропаганды

В прошлом месяце на городском рынке Намангана произошел взрыв, были слышны автоматные очереди и сожгли автобус. Разгневанная толпа под предводительством двух молодых людей – Тахира и Джумы – с криками «Аллаху акбар» призывала расправиться с местной властью.

Многие жители этого города в узбекской части Ферганской долины были шокированы происходящим. Такого здесь не случалось на протяжении десятилетий. Но все оказалось не вспышкой народного гнева, а съемками художественного фильма «Священное желание». В ленте рассказывается о произошедших несколько десятков лет назад событиях и жизни боевиков-исламистов Тахира Юлдашева и Джумы Намангани.

Данный проект является частью проводимой узбекскими властями кампании по производству поучительных кинематографических произведений, ставящих целью не дать молодежи попасть под влияние религиозных экстремистов.

В фильме роли Юлдашева и Намангани исполняют малоизвестные актеры Комил Хамраев и Дильмурод Массаидов.

Сами наманганцы по-разному воспринимают снимавшуюся в их городе в июле ленту.

Живущая неподалеку от рынка «Чорсу», где проходили съёмки, 48-летняя Робия не понимает, зачем нужно было ворошить прошлое. «Ведь мы уже стали их забывать, а родившаяся после 1990-х молодежь о Джуме и Тахире ничего не знает. Я хорошо помню эти события, но теперь у нас город мирный и спокойный. Я этот фильм не буду смотреть», – сказала она EurasiaNet.org.

А вот 23-летний Акрам обязательно хочет посмотреть эту картину. По его мнению, это будет боевик, и он очень гордится, что фильм снимали в его родном городе.

 «Этот фильм – своего рода предупреждение. Многие не разбираются в исламе. Тахир Юлдашев заразил ересью сознание молодежи своими проповедями в Интернете», – отметил в разговоре с EurasiaNet.org учитель одной из наманганских школ Рахимджон.

Джума и Тахир получили первый боевой опыт в составе ограниченного контингента советских войск во время оккупации Афганистана. Именно здесь они познакомились с идеями радикального исламизма и, вернувшись в родной Наманган, решили воспользоваться удачно сложившимися обстоятельствами на фоне развала СССР.

По версии нынешних узбекских властей, КГБ и коммунистические партийные органы потеряли тогда контроль над городом, неправильно отреагировав на религиозное возрождение, происходившее на фоне дезинтеграции Советского Союза, что позволило Юлдашеву и Намангани добиться известности. По мере происходившего в те времена резкого ухудшения экономической ситуации обстановка в Намангане стала сильно накаляться.

К декабрю 1990 года над городом повисло настроение пессимизма и насилия, отражением которого стало убийство толпой в центре города пяти сотрудников МВД.

Популярная советская газета «Комсомольская правда» опубликовала тогда обширную статью «Черные яблоки Намангана» об этих событиях, в которой говорилось, что причиной убийства стали подозрения – являвшиеся, по версии газеты, безосновательными – в том, что сотрудники якобы приставали к местной женщине.

По сообщениям СМИ, четырех сотрудников живьем сожгли в автобусе, а пятого избили, в результате чего он на следующий день скончался. Согласно утверждениям местных чиновников, толпа состояла из мальчиков-подростков.

Благодаря тяжелой экономической ситуации Юлдашеву и Намангани удалось набрать значительное число последователей. Сложившуюся обстановку очень ярко отражает сделанная в декабре 1991 года видеозапись, на которой Юлдашев, окруженный толпой сторонников, угрожающе разговаривает с молча слушающим его президентом Исламом Каримовым.

Месть Каримова на нанесенное унижение была беспощадной. Юлдашеву и Намангани пришлось бежать из страны. Сначала они отправились в Таджикистан, где присоединились к вооруженной таджикской оппозиции. Когда в Таджикистане в 1992 году началась гражданская война, оба приняли в ней активное участие. После заключения мирного соглашения в 1997 году, Джума и Тахир опять обратили взор на родину, и создали «Исламское движение Узбекистана», целью которого было свержение Каримова. Но оба в конечном счете погибли во время авиаударов армии США в Афганистане и Пакистане.

Режиссер фильма «Священное желание» Хилол Насимов известен как пропагандист. Он снимает идеологические фильмы, отражающие точку зрения властей. Насимов никогда не дает интервью зарубежным СМИ, но регулярно общается с местными изданиями и каналами.

 «Через этот фильм я хочу показать, как произошло становление независимости нашей страны. Это были непростые времена, именно тогда на арену вышли различные экстремистские религиозные организации, и все они рвались к власти, хотели создать халифат», – сказал он сайту Podrobno.uz.

По мнению мэтра советского и узбекского кино Шухрат Аббасова, фильм Насимова – это политический заказ, но сейчас его появление оправдано.

 «Учитывая происходящее в Сирии и Афганистане, такой сюжет актуален. Главное – это создать хорошее художественное кино, а не просто плакат», – сказал он EurasiaNet.org. Самым известным произведением Аббасова является фильм «Ташкент – город хлебный», снятый в 1967 году.

 «Фильм «Священное желание» – призыв к бдительности. Он рассказывает о драматических 1990-х, когда наша страна делала первые шаги к независимости. Для нас молодежи интересны дух и мысли людей того времени. С точки зрения истории эта картина будет очень ценной», – отметил в беседе с EurasiaNet.org киновед Азиз Матъякубов.

По сообщению одного из коллег Насимова, на съемки фильма было выделено из госбюджета около 1 млрд сумов ($320 тыс по курсу ЦБ и $166 тыс по неофициальному курсу). Это очень серьезные деньги для узбекского кино, учитывая, что средний бюджет коммерческих картин в республике составляет $10-$50 тыс. Таких фильмов снимается в год около 80, 10 из них на государственные деньги.

 «Священное желание» – второй высокобюджетный проект Насимова после картины «Предатель», вышедшей на экраны в прошлом году. В этом нашумевшем фильме представлена полная выдумок версия кровавых событий мая 2005 года в Андижане, когда правительственные войска беспощадно подавили возникшие в городе волнения. Мораль этой ленты была такой же: злодеи могут воспользоваться добрыми намерениями хороших людей и довести их до беды.

Картина «Священное желание» должна выйти в прокат 1 сентября, во время празднований в честь 25-летней годовщины независимости Узбекистана.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://russian.eurasianet.org/node/63326

Показать все новости с: Исламом Каримовым

18.08.2016 16:28

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Аскар Узакпаевич Мамин

Мамин Аскар Узакпаевич

Первый заместитель премьер-министра Казахстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
117

возможных очагов межнациональных конфликтов насчитывается в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30