В Кыргызстане с 2009 года действует мораторий на перевод орошаемых земель в другие категории. Перед уходом на каникулы депутаты Жогорку Кенеша приняли поправки в закон «О введении моратория на трансформацию орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», их поддержал глава государства Алмазбек Атамбаев, тем самым подтвердив, что запрет нужен. Но не прошло и месяца, как народные избранники вынесли на общественные обсуждения законопроект, предусматривающий отмену моратория.
Запрет есть, но его как бы нет
Вводя семь лет назад запрет, депутаты аргументировали решение необходимостью повышать эффективность использования пахотных земель, вводить в оборот неиспользуемые пахотные территории, восстановить оросительные и ирригационные системы. Они выступили против отвода полей и пастбищ под строительство индивидуальных домов в сельской местности, признав, что землю используют не по целевому назначению. Из-за трансформации резко сократились пахотные участки. Земельное законодательство не регламентировало процедуру перевода. Возникали противоречия между земельными, градостроительными и экологическими нормативными актами. В итоге это привело к махинациям с землей.
Заслон поставили. Несмотря на это, после очередной смены власти происходил самовольный захват земли. Люди выходили в чистое поле, вбивали кол, обозначая территорию. Власти не препятствовали самоуправству, со временем смирились и начали обустраивать новостройки. Но сельскохозяйственные земли так и не перевели в другую категорию.
Город засыпает, просыпается мафия
Обсуждая очередные поправки в закон «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», лидер фракции СДПК Иса Омуркулов заявил, что земельная мафия наживается на простых гражданах. «Когда-то эти участки кто-то выкупил и продал не имеющим жилья. Те построили дома, а теперь у них большая тревога, что останутся ни с чем. Вопрос надо решать, надо этот реестр пересмотреть. Не исключено, что кого-то не включили туда по ошибке, или наоборот, есть такие участки, которые, может, ошибочно включили туда. С земельной мафией надо бороться сообща», - заявил лидер фракции СДПК.
Его поддержал однопартиец Кожобек Рыспаев. «Некоторые владельцы имеют много участков, разбили их по частям, а теперь сидят и ждут, когда парламент примет закон об отмене моратория», - заявил депутат.
Поправки в многострадальный закон вносили восемь раз. Последними предлагалось не распространять мораторий на трансформацию земельных участков орошаемой пашни, застроенных жилыми домами. Министерство юстиции выявило, что жилыми домами застроено 13 тысяч 398 гектаров. Из них общая площадь земельных участков орошаемой пашни составила 11 тысяч 704 гектара. «На участках общей площадью 13 тысяч 398 гектаров построены 38 тысяч 717 жилых домов и проживают 42 тысячи 204 семьи. Данные участки по различным причинам не вывели из земель сельскохозяйственного назначения и не трансформированы в земли населенных пунктов», - отмечается в справке-обосновании.
В земельном законодательстве регламентированы положения о том, что «земельные участки, находящиеся в частной собственности, переводятся под индивидуальное жилищное строительство после изъятия земель в установленном порядке органом местного самоуправления, на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов». Согласно поправкам, предлагается эту норму не распространять на 13 тысяч 398 гектаров, о которых идет речь.
«Данная особенность перевода земельных участков не распространяется на земельные участки орошаемой пашни, которые застроены индивидуальными жилыми домами до вступления в силу Закона «О введении моратория на трансформацию орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», - сказано в справке-обосновании. Фактически правительство предлагает упростить порядок трансформации для рассматриваемых земельных участков.
Отменить нельзя оставить
Неоднократно жители новостроек выходили к «Белому дому» на митинги с требованием признать их недвижимость и разрешить трансформацию. Парламентарии решили не мелочиться, перекраивая закон и внося в него изменения, а попросту предложили отметить мораторий.
Инициатор законопроекта Максат Сабиров объясняет: часть участков по различным причинам не выведена из земель сельскохозяйственного назначения и не переведена в категорию населенных пунктов. Другая часть состоит из земель, самовольно захваченных в 2005 году. Есть земли с истощенным плодородным слоем, по которым до сих пор не принято решение по трансформации. В отдельных местах разрушена оросительная сеть, отсутствует доступ сельскохозяйственной техники для обработки.
Выходит, цели, поставленные в 2009 году, когда ввели мораторий, не выполнены. За эти годы органы самоуправления не только не подняли сельское хозяйство, а наоборот, усугубили положение.
Депутат предлагает внести поправки в закон «О переводе (трансформации) земельных участков», согласно которым собственники участков и землепользователи смогут инициировать перевод земли. Тем самым развязываются руки самозахватчикам, отстаивающим свои шкурные интересы.
Из статьи 20 исключается норма, по которой ранее земельные участки, находящиеся в частной собственности, переводились под индивидуальное жилищное строительство после изъятия на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов. Теперь это считают ненужным. А закон «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий» от 31 июля 2009 года и вовсе следует признать утратившим силу.
Не приведет ли это к тому, что Кыргызстан потеряет оставшиеся поля и поставит крест на развитии сельского хозяйства? Председатель комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию Мирлан Бакиров считает, что мораторий надо отменять. «К вопросу трансформации нужно подходить осторожно. Проблем очень много, объекты строили без перевода земель. Уже создана межведомственная комиссия на уровне правительства, которая должна разобраться в ситуации, чтобы ни одного сантиметра не отдали безосновательно. В свое время были лазейки, когда сельскохозяйственные наделы делили и продавали под застройку. Теперь Госрегистр не будет выдавать акты», - заверил депутат.
Пусть голова болит у правительства
Инициатор отмены моратория Максат Сабиров рассказал ИА «24.kg», что закон от 2009 года необходимо автоматически признать утратившим силу, так как в 2013-м вышел новый документ. Однако этого не произошло. «Непонятно, для кого закон принят, раз люди не могут инициировать трансформацию. Правительство должно взять на себя ответственность, а не ссылаться, что Жогорку Кенеш ввел запрет. Пусть чиновники начнут работать. Где незаконно выдали участки – разрушают здания, какие земли надо перевести – трансформируют. Мораторий для них - как прикрытие. Сейчас же правительство, где захотело, там и делает трансформацию, а людям говорят, что Жогорку Кенеш не хочет снимать мораторий. Однако запрет не помогает остановить незаконную стройку. На Иссык-Куле побережье застроено коттеджами. Документы выдают задним числом», - пояснил народный избранник.
Однако, зная, как работают государственные органы, сняв мораторий, проблему не решить, она только усугубится. Запрет есть, но всегда найдутся лазейки, чтобы его обойти. А если преграду снять, то и вовсе сельхозугодья растащат. Максат Сабиров добавил, что отменить мораторий его подтолкнули кыргызстанцы, оставшиеся за бортом. В незаконных новостройках выросло не одно поколение, дома построены, а земля не трансформирована. Они уговаривают депутатов разрешить трансформацию и ставят ультиматум: если не решат вопрос, они решат его сами. Способ дважды апробирован.
Правила комментирования
comments powered by Disqus