«Одним из вызовов в Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане в настоящее время являются проявления религиозного экстремизма. Высокая значимость изучения феномена религиозного экстремизма связана с тем, что он представляет собой угрозу безопасности и стабильности, территориальной целостности государства. А также в связи с ростом количества кыргызстанских граждан, выехавших для участия в вооружённых конфликтах на Ближний и Средний Восток», - заявила Назира Курбанова, директор Института истории и социально-правового образования Кыргызского государственного университета им. Арабаева, выступая на конференции «Новые форматы противодействия экстремизму. Молодежные инициативы» в Бишкеке.
StanRadar.com благодарит организаторов конференции инициативную группу «Молодежь против экстремизма» за любезно предоставленный материал.
Редакция приводит текст доклада Назиры Курбановой «Религиозный экстремизм в Кыргызстане: причины появления, проявления и вероятные сценарии развития» полностью:
Согласно мнению некоторых ученых, термин «экстремизм» в широком смысле означает приверженность к крайним мерам. Если перенести это понятие на религиозную почву, то это - приверженность в религии к крайним взглядам и действиям, основу которого составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность.
Целью религиозного экстремизма является религиозно камуфлированная деятельность, возбуждение религиозной вражды и ненависти, направленная на захват власти, ведущая к изменению государственного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Таким образом, выступая как крайняя форма социального деструктивного действия, религиозный экстремизм создает угрозу безопасности государства, основам стабильного развития общества.
Проблемы религиозного экстремизма исследуются многими учеными, исследователями, экспертами, однако пока нет единого мнения в отношении этого феномена. Его проявления, разновидности, перспектив развития, различия в масштабах, содержании, мотивации проявлений имеют свою специфику в зависимости от исторических, социально-экономических, политических, региональных и др. факторов.
Для успешной борьбы с экстремизмом, по мнению исследователей, необходимо концептуальное осмысление этого феномена, разработка методологической базы и методики исследования его сущности. От вышеотмеченного зависит профессиональная экспертная оценка принимаемых решений на антиэкстремистский эффект в государстве.
Не избежало экстремистских идей и их проявлений наше государство. В данной статье постараемся рассмотреть, причины появления, проявления экстремизма в Кыргызстане, А также ответить на вопрос с какими вызовами и угрозами связана исследуемая проблема в ближайшей и в отдаленной перспективе, лет через 20-30? Каковы вероятные сценарии их развития. От каких внешних и внутренних детерминант и факторов будет зависеть ситуация?
Рассмотрим в тезисном порядке, основные причины появления религиозного экстремизма.
Тезис 1. Среди религиозных экстремистских организаций нет доморощенных, все они имеют разную географию происхождения.
В настоящее время в Кыргызской Республике Верховным судом признана экстремистской и запрещенной 16 организаций. Все они «Аль-Каида», «Асбат –аль Ансар», «Братья мусульмане», «ХТИ», «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана», «ИДУ», «Жайшуль Махди» и мн. др. имеют зарубежное происхождение и прибыли к нам в конце ХХ-начале ХХвв. Все они имеют восточное происхождение и в своей деятельности прикрываются исламом, для привлекательности вербовки мусульман и реализации своей деятельности по дестабилизации ситуации в нашей стране и регионе.
Тезис 2. Все экстремисты являются психически здоровыми людьми.
Хотя западные психологи считают их как лиц, страдающих психическими расстройствами (психопатами или социопатами)[1]. С чем сложно согласиться, ведь таким людям сложно координировать свои действия, соблюдать дисциплину. Неофрейдисты, к примеру утверждают, что радикалы и экстремисты страдают от полученной в детстве травм, приводящей к патологическому нарциссизму, паранойе и т.д.[2] Ученые изучавшие еще в 70-е гг. германских и итальянских террористов в тюрьмах в 70-х гг. ХХ в. из «Красных бригад», опровергли гипотезу о существовании некоей психопатологической предрасположенности к экстремизму и терроризму[3]. Бакыт Дубанаев и Татьяна Дронзина проводили исследование в отношении экстремистов (29 чел.), побывавших в Сирии, находящихся в местах лишения свободы, вывод идентичный – все психически здоровы.
Тезис 3. Пытаться найти одну причину, заставляющую человека встать на путь экстремизма, так же бесполезно, как составлять психологический портрет террориста, исходя из его социальной, этнической, гендерной принадлежности или внешнего вида.
Меркантильный мотив и бедность не всегда является основными причинами вхождения людей в экстремистские организации. Чаще всего люди занимаются экстремизмом ради денег, реже - ради иных благ. Это объясняется тем, что экстремизм в форме агрессии, как и любая человеческая деятельность, часто представляет собой некий «оплачиваемый труд», особенно если он направлен на определенную цель.
Так, например, руководители и активисты экстремистских и радикальных организаций отнюдь не принадлежат к бедным и обездоленным. По собранным американским исследователем М. Сейджменом[4] данным, выявляется кардинально иной социальный портрет террориста, три четверти террористов - это выходцы из рядов «среднего класса» и высших слоев общества. Подавляющее большинство террористов или 90% - это представители благополучных, полных семей. 63% закончили колледжи, что говорит само за себя при сравнении со средними показателями в 5-6%, характерными для учащейся молодежи стран «третьего мира». То есть, террористы - это лучшие и наиболее способные представители своего общества в различных сферах жизни[5]. Исследование Б.Дубанаева И Т.Дронзиной также доказывает, что «среди побывавших на войне Среди исследуемых лиц не было безработных, у них не было неразрешимых финансовых проблем (за исключением одного случая), хотя большинство были не удовлетворены своим материальным положением. Были среди них и состоятельные бизнесмены».
Тезис 4. Основной причиной обращения людей к экстремизму и радикализму является недовольство.
Недовольство должно получить выхлоп. Любой человек, любого происхождения может стать экстремистом. «Часто подобное нетрадиционное мировоззрение привлекает большое число людей, обратившихся в новую веру и людей, уровень образования которых выше среднего»[6].
Недовольство формируется из комплекса факторов внешнего и внутреннего характера.
Внешние факторы, это:
- процессы мирового глобального противостояния[7];
- геополитическое влияние извне (события в арабском мире);
- развитие ситуации в центральноазиатских государствах;
- заинтересованность экстремистских организаций извне в пополнении своей социальной базы;
- растущий поток религиозной литературы извне, не всегда прошедших экспертизу;
- деятельность вербовщиков под видом миссионеров, прибывающих в Кыргызстан, мимикрируя свою деятельность по оказанию благотворительности, строительству и возрождению культовых сооружений, образованию и мн. др.
Внутренний фактор, влияющий на формирование экстремистской мотивации это – экстремальная социальная ситуация в обществе. Затянувшийся социально-экономический, политический, духовный кризис вкупе создает экстремальную социальную ситуацию. Одним из главных факторов влияющих на формирования экстремистской мотивации является недовольство своим социально-экономическим положением. Здесь на первое место выступает имущественное неравенство, которое является первичной предпосылкой неудовлетворенности жизнью лиц, резкое критическое падение уровня жизни определенной социальной группы.
Тезис 5. Отсутствие как полноценного знания о целях и сути религии, так и наличие половинчатого, отрывочного ведет к агрессивному радикализму.
Если полное отсутствие религиозного знания и практики ведет к одной форме экстремизма – эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное приводит к противоположному результату - агрессивному радикализму. Когда человек поверхностно знает религию, он зацикливается на второстепенных вещах и не уделяет должного внимания сути. Такой человек принимает за религиозную истину мнение другого более харизматичного человека, «путает тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений»[8]
Тезис 6. Экстремизм, психологически это - продолжение и развитие радикализма. Независимо от порождающих факторов, разные виды экстремизма имеют общую психологическую основу.
Общие социально-культурные предпосылки вовлечения в экстремистскую деятельность: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт (прямая или косвенная), зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса.
Тезис 7. Экстремизм детерминирован мифотворчеством как необычной сфер деятельности для определенного круга обеспеченных и достаточно образованных скучающих молодых людей, не обретших цель и смысл жизни.
Молодежная романтика и героизм, желание придать своей жизни и деятельности особую значимость, необычность, зачастую сопровождается уходом от действительности в миф, воображая себя в качестве бесстрашных героев, несущих людям добро, устанавливающие справедливость силой, а порой и немалыми жертвами. Все это представляет большой интерес для экстремистских групп, заставляет человека действовать наперекор своей логике или сознанию.
Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий. В качестве примера можно привести антиглобалистов, большинство из которых просто не знают, за что в действительности борются. Эти процессы по нашему мнению можно объяснить мотивом интереса и привлекательности экстремизма как новой сферы деятельности.
Тезис 8. Основным политическим фактором экстремизма является кризис традиционной системы управления, кризис политических, социально-экономических реформ, обострение политической борьбы.
В результате подавляющая часть населения находится в отчуждении от участия в реализации государственных функций и управления общественными процессами. Происходит утрата веры со стороны граждан в государственные органы в их способность и возможность органов власти управлять страной (рост преступности и коррупции, кризис промышленности и сельского хозяйства, безработица, межнациональные проблемы). В современной развитой информационной системе, встав в оппозицию можно стать широко известным человеком. Либо ищут виноватых (лиц другой расы, национальности, религии, любой иной социальной группы), либо обвиняют во всех бедах Запад.
Тезис 9. Одной из причин радикализации, ведущей к экстремизму личности в Кыргызстане является высокая политизированность религии, перенос акцентов с религиозной этики на политическую идеологию.
Религиозный экстремист в той или иной степени выражает неприятие светского общества и других религий. Примером тому могут служить представители РЭО «Хизб-ут-Тахрир» (ХТИ) и активисты джихадистско-такфиристских течений салафитской направленности. Вызывающим много вопросов в кыргызстанском обществе являются салафиты, в отличие от Кыргызстана в постсоветских центральноазиатских государствах он запрещен как основа экстремизма и такфиризма. В Кыргызстане он малоизучен, поэтому эксперты, теологи, религиоведы дают ему различные определения: для госслужащих – это радикальное движение, идеологией которой выступает джихадизм, для неофициального ислама – это призыв к предшествующим исламским традициям времен Пророка Мухаммада, для представителей правоохранительных органов страны – это очередной инструмент иностранных спецслужб, в целях форматирования исламского сообщества, и внесения раскола в мусульманский мир, некоторые ученые считают салафизм своеобразным протестом против официального ислама.
Опасность салафизма заключается, в том, что по мнению его сторонников, религия должна быть не только личным делом человека, но и основой устройства общества. В этой связи практикуют призывы к активным и насильственным действиям во имя прихода к власти «истинных» мусульман, что и составляет суть деятельности экстремистского крыла мусульманского духовенства.
Тезис 10. Идеологический вакуум, трансформация мировоззренческих полей и духовно-идеологический кризис оказывают значительное влияние на уровень религиозного экстремизма.
После кризиса коммунистической идеологии и распада СССР, в Кыргызстане создался идеологический вакуум, который стал заполняться религиозно-политическими идеологиями, несмотря на то, что государство пыталось неоднократно создать идеологию «Семь заветов Манаса», «Кыргызстан – наш общий дом», «Демократический кодекс народа Кыргызстана», «Хартия будущего», «Концепция кочевья» и мн. др. Анализ деятельности большинства террористических групп, показывает, что экстремизм часто является порождением идейного вакуума. Духовный и идеологический кризис почти всегда приводит к появлению идейной пустоты, которая может быть заполнена идеями экстремистского характера. Если экстремисты особо и не озабочены идеологическим обоснованием своей деятельности, то для человека, вступающего в экстремистскую организацию важно укрепление личностной идентичности.
Проповедники религиозного экстремизма ориентируются в своей деятельности на маргинальные слои населения. Маргиналам в силу их потребности быть кем-то, легко навязать любые политические взгляды, податливость любому внешнему влиянию, обещающему ему четкий социальный статус. Особую активность в отношении этих групп проявляют крайние радикальные политические силы и религиозные экстремистские объединения. Действуют они достаточно примитивно: объявляют их ведущей социально - политической силой, обещают немедленное изменение их статуса». Маргинальная личность обладает противоречивой системой ценностей и является дезориентированной личностью.
Тезис 12. Экстремистами люди становятся осознанно и неосознанно.
Через психологические факторы осуществляется конечный синтез всех причин экстремистской деятельности, непосредственно порождающий экстремизм. Одной из внутренних причин приверженности к экстремистским идеологиям можно отнести социально-психологическую ущемленность, т.е. наличие у человека завышенных ожиданий от жизни и неспособности реализовать свои потребности. В результате у него два пути . Первый приводит к стремлению активно вмешаться в свою жизнь и взорвать старый порядок - это экстремистская радикальная позиция. Вторая - пассивная борьба, то есть уход из общества, создание сект, увлечение мистическими учениями. Это группа маргиналов, людей не сумевшие или не имеющие возможности самореализации, самовыражения в существующем обществе.
Тезис 13. Кризис идентичности и маргинальность являются факторами, способствующими попаданию в сети экстремистов.
Вышеотмеченное заставляет человека отказаться от идентичности, страны и народа той земли, на которой он родился, и принять переделанную форму транснационального товарищества с другими разочарованными единомышленниками. Маргинальность способствует созданию конфликта с общепринятыми нормами, традициями, обычаями, сложившейся политической ситуацией, состоянию тотальной оппозиции к обществу. Далее харизматический вербовщик, как правило, внушает им чувство безопасности и защищенности, искусно представляет идеологическую трактовку событий, помогая понять мир и его недуги посредством универсального объяснения.
Вероятные сценарии развития угроз религиозного экстремизма в Кыргызстане:
Вероятные сценарии развития угроз религиозного экстремизма в Кыргызстане напрямую связаны с исламом, его ролью и места в обществе. Также оно будет зависеть от целого комплекса внешних и внутренних факторов.
1. Насколько Кыргызстан будет соблюдать международные нормы, защищающих права и свободы человека (C.1);
2. Какова будет геополитической ситуации в глобальном аспекте (С.2), усугубляющего или гармонизирующего светско-исламские взаимоотношения в Кыргызстане;
3. От взаимоотношений с исламскими государствами (С.3);
4. От деятельности и идеологии ИГИЛ (С.4), объявивших создание халифата;
5. Обстановки в Ферганской долине (С.5), осложняющегося близостью к Афганистану, который является источником экстремизма и наркотрафика;
6. Привнесенного из-за рубежа религиозного информационного контента, основу которого составляет политический исламизм (С.6);
7. Интеграционных процессов Кыргызстана в рамках международных проектов (таможенный союз, ШОС, ОДКБ и др.) (С.7).
Кроме внешних факторов, будут воздействовать общая обстановка в стране и структурные факторы, как: экономической (А.2), политической ситуации (А.1), межнациональных, социальных отношений, способности государства использовать политический, экономический и человеческий потенциал (А.3), находящихся у власти политических партий (А.4), от взаимосвязи этнических и конфессиональных отношений (А.5), социальной мобильности населения (А.6), уровня государственно-исламских взаимоотношений (А7);
Культурные и человеческие факторы зависят от уровня правовой и религиозный культуры (В.1, В.2, В.3), что выражается не только в знании гражданами своего законодательства, но и в желании отдельных государственных служащих и представителей религиозных объединений соблюдать закон, исторического фона прошлого (В.7), устоявшихся представлений о роли традиционных религий. От наличия целостной концепции государственной противодействия религиозному экстремизму. А также качества лиц принимающих решения (В.4), основных средств давления и коллективного менталитета (В.5, В.6)
Факторы, влияющие на перспективы развития Ислама в Кыргызстане
Исходя из всего вышесказанного и проводя комплексный всесторонний анализ внутренних и внешних факторов влияющих на исламскую сферу в целом приходим к заключению, что ситуация может меняться при наличии различных условий, факторов и предпосылок, влияющих на исламскую сферу. В связи с чем, государство должно учитывать их и предпринимать определенные действия в соответствии с избранной стратегией, в нужном для него направлении для максимизация использования сильных сторон и благоприятных возможностей и минимизация влияния слабых сторон и возможных угроз.
Сценарии развития исламской сферы
Учитывая результаты анализа внешних и внутренних возможностей и угроз сложивщейся ситуации в исламской сфере Кыргызстана при наличии различных условий, факторов и предпосылок возможны различные сценарии развития. Взяв за основу внутренний структурный критерий, фактор А.7 (уровень государственно-исламских взаимоотношений) можно предположить следующие сценарии его развития на перспективу:
Сценарий №1. - «Партнерство». Устанавливается позитивная партнерская модель государственно-исламских взаимоотношений, при которой ислам в Кыргызстане становится социально-ориентированным, Повышается авторитет и социальный статус Духовного управления мусульман Кыргызстана, который становится духовным, идеологическим и просветительским центром для утверждения консолидированного ханафитского мазхаба. Устанавливаются уважительные партнерские государственно-исламские взаимоотношения государства с исламом. Формируется отечественная исламская школа и высокоинтеллектуальная исламская элита. Сценарий №2. «Авторитарный». При реализации данного сценария государство усиливает контроль над исламской сферой, ДУМК полностью подотчетно ГКДР КР. Потеря контроля над исламской сферой со стороны муфтията . Контроль и формирование собственной государственной системы исламских организаций Муфтий, казии, имамы-хатибы становятся государственными или муниципальными служащими и несут ответственность перед государственными структурами. Постоянное противостояние между официальными и неофициальными исламскими организациями. Уход в подполье не только радикальных, экстремистских организаций, но и других исламских организаций несогласных с политикой государства. Критика в адрес официального ислама стороны радикалов и экстремистов. Сценарий №3. «Пессимистический». Углубление противоречий между государством и ДУМК, рост недоверия друг к другу, усиление мировоззренческого противостояния между светской и религиозной частью общества. Падение имиджа государства. Вмешательство в политику оппозиционных исламских движений и течений. Распространение радикальных и экстремистских идей, поддержка политического ислама. Возникновение системной радикальной исламской оппозиции и оппонирование властям и муфтияту. Усиление исламской риторики деструктивными силами (Хизбут Тахрир, такфиристы, салафиты) для обоснования планов по подрыву основ государственности и насильственному свержению конституционной власти. Протест со стороны других религиозных протестанских христианских организаций. Усиление репрессивных, карательных мер со стороны государства. С точки зрения исторической, цивилизационной, концептуальной оптимальной для Кыргызстана, сложившихся условий, основных факторов и предпосылок, а также принятых государством решений в отношении развития исламской сферы наиболее подходящей (желательной) является сценарий №1«Партнерство» В связи с чем, смоделируем матрицу его развития на перспективу. В данном случае созидательный потенциал ислама в Кыргызстане будет реализован достаточно, насколько это возможно в светском государстве. В ДУМК отсутствует Концепция развития ислама, дефицит интеллектуальной исламской элиты, отсутствие собственного опыта деятельности отечественного мусульманского духовенства в светском государстве, настороженное отношение к секулярным ценностям, недостаток ресурсов мобилизационного финансового, материального и технического характера, проблемы исламского образования. |
Стратегическая матрица: Ислам-2040 (сценария №1«Партнерство»)
В О З М О Ж Н О С Т И |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
Как использовать сильные стороны для освоения возможностей? Стратегия: Максимизация использования сильных сторон и благоприятных возможностей |
Как преодолеть слабые стороны для освоения возможностей? |
|
При условии установления партнерских государственно-исламских взаимоотношений |
||
1. Стратегия развития и управления человеческими ресурсами (создание квалифицированных кадров, оптимальное использование, управленческая системы
2. Стратегия укрепления материально-финансового положения исламских организаций(Максимальное использование преимуществ материальных ресурсов, возможностей развития новых источников для укрепления материально-финансового положения исламских организаций, достижение социальных гарантий для представителей духовенства и работников исламских организаций)
3. Стратегия формирования партнерских и доверительных отношений с государством (Оптимизация государственно-исламских отношений, совместное участие в совершенствовании законодательной базы достижение правового оформления статуса ислама в КР)
4.Стратегия создание отечественной системы исламского образования, основанного на ханафитском мазхабе (Внедрение единых образовательных стандартов в исламских религиозных организациях,лицензирование, аккредитация исламских образовательных учреждений) |
социальных проблем, являющихся основой роста радикализации (подъем экономики, создание рабочих мест для молодежи и др.) 2.Стратегия минимизации внутриконфессиональных проблем при усилении официального ислама (между исламскими джамаатами для реализации, для консолидации возможностей для духовно-нравственного возрождения народа)
(решение проблем учетной регистрации, минимизация количества бесконтрольных мечетей и намазканы для улучшения их функционирования как социально важных объектов общества)
4. Стратегия «открытый ислам» (Широкое использование средств массовой информации и других инструментов коммуникаций для распространения достоверной и научно обоснованной информации об исламе; проведение систематической разъяснительной работы; пропаганда исламских ценностей)
|
|
|
ПОСЛЕДСТВИЯ |
|
|
-Угроза эскалации социальных потрясений на почве радикального исламизма будет нивелироваться государственным последовательным идеологическим противодействиям радикализации и экстремизму. - Решение социальных проблем уменьшит риски радикализации населения, народ будет занят производительным трудом - Усилятся позиции ДУМК |
|
|
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
|
Как использовать сильные стороны для освоения возможностей? Стратегия: Максимизация использования сильных сторон и благоприятных возможностей |
Как преодолеть слабые стороны для освоения возможностей? |
У Г Р О З Ы |
1.Стратегия создания общественного диалога (снижение исламофобии и настороженного отношения к секулярным ценностям, формирование общегражданской идентичности, идейно-патриотическое воспитания молодежи, гармонизация исламских ценностей с общенациональными интересами и потребностями развития общества и государства)
2. Стратегия формирования сильного официального ислама в исламском сообществе ((Максимальное использование духовно-нравственного и культурно-исторического наследия основанного на ханафитско-матуридитском понимании (учение и практика) ислама для минимизации угрозы внутриконфессиональных конфликтов, формирование исламской элиты)
3. Стратегия «Ислам против эксремизма» (Максимальное использование человеческих и материально-финансовых ресурсов, также сетей исламских образовательных и просветительских учреждений, в целях предотвращения политизации ислама и распространение экстремизма и терроризма Выработка идеологической платформы по противодействию экстремизму и терроризму) |
1.Стратегия реформирования управленческой и образовательно-воспитательной системы исламского сообщества (Минимизация влияния проблем вокруг управленческой и образовательно-воспитательной системы мусульманского сообщества в целях предотвращения раскола в исламском сообществе, подготовка нового поколения духовнослужителей)
2. Стратегия разделения ответственности между джамаатами и течениями за стабильность в обществе Минимизация разобщенности и конкуренции между исламскими джамаатами, течениями и движениями посредством их объединения вокруг ответственности за стабильности)
3. Стратегия усиления потенциала и социального статуса ДУМК как института управления (Улучшение системы организации паломничества и благотворительности, формирование Муфтията как духовного, идеологического и просветительского центра для консолидации исламского сообщества) |
|
ПОСЛЕДСТВИЯ |
|
|
Будет решен вопрос дефицита квалифицированных исламских кадров Повысится уровень религиозно-просветительской деятельности Усилится созидательный потенциал ислама дефицит интеллектуальных кадров Государственная аккредитация исламских учебных заведений позволит получать выпускникам дипломы государственного образца
|
Исламские принципы терпимости и толерантности помогут мусульманскому сообществу в решении проблем связанных с житейскими, социальными вопросами. Консенсус с ношением ритуальной одежды Повысится уровень религиозной грамотности населения
|
Практические рекомендации:
- Предусмотреть комплекс государственных финансово-социальных гарантий для представителей духовенства, которые посредством последовательных мер, должно быть трансформировано в составную часть идеологического корпуса общества, деятельность которых, должно быть направлено на созидательную деятельность в интересах нации.
- Официальный ислам в Кыргызстане - ханафизм матуридийской акыды целесообразно ориентировать преимущественно на духовно-нравственное воспитание населения, гуманитарно-социальную сферу, сочетание ее с общенациональными ценностями, интересами и потребностями развития общества и государства, девизом которого должно быть «ислам – религия духовного совершенствования личности и мирного развития общества».
- Для идеологического противодействия радикальным взглядам официальный ислам должен убедительнее обосновывать и популяризировать идейно-теоретическое наследии ислама в отношении идеологии умеренности, компромисса, стабильности, консенсуса, лояльности властям, постепенность, совещательность, избежание вреда и др.
- Научно-исследовательские институты исламоведения, центры, экспертное сообщесто теологи, религиоведы должны содействовать интерпретации канонов ислама, охватывающей все многообразие его духовно-культурных, нравственно-гуманистических и социальных ценностей и функций. Аргументированно толковать Коран, хадисы, обосновывать и подкреплять авторитетом ислама цели и задачи идейно-патриотического воспитания, необходимость стремления верующих к образованию, выработке в себе высоких морально-нравственных качеств и ответственной гражданской позиции.
- Необходимо адаптировать требования ислама к качествам человека и гражданина (порядочность, трудолюбие, образованность, толерантность и др.) к реалиям современной жизни посредством соотнесения с событиями и фактами окружающей действительности, аргументированного и системного толкования последних.
- Стимулировать социальные функции религии, в т.ч. благотворительность, помощи верующих детям-сиротам, малообеспеченным семьям и др.
Ислам это религия, но в такой же степени система интерпретации канонов ислама есть не что иное как идеология. Поэтому перспективы его развития будут зависеть от ценностных ориентиров которых он будет придерживаться и чьи интересы
Правила комментирования
comments powered by Disqus