Сообщения в СМИ о крушении в прошлую пятницу самолёта-топливозаправщика ВВС США были поначалу совершенно неполитизированы. Авиабаза «Манас», на которой дислоцировался упавший самолет KC-135 Stratotanker, является в Кыргызстане деликатной темой и любые события на ней тщательно отслеживаются и анализируются в поисках политической и геополитической подоплеки. Этот инцидент, унесший жизни трех американских пилотов, может показаться человеческой трагедией и, возможно, темой для разговора о безопасности полетов без каких либо политических оттенков. Когда я написал в Twitter, что СМИ Кыргызстана, в основном, концентрируются на освещении мероприятий по поиску пропавших пилотов и, что несколько удивительно, избегают политизации темы, пресс-секретарь Президента Кыргызстана Кадыр Токтогулов (Kadyr Toktogulov) ответил: «О каких политических спекуляциях вообще может быть речь?»
Но, похоже, нам теперь расскажут о каких. ИА 24.kg пишет, что американцы «не дали следствию провести экспертизу» тел погибших пилотов:
«Представители Центра транзитных перевозок «Манас» не дали следствию провести экспертизу тел погибшего при авиакрушении экипажа. Об этом ИА «24.kg» сегодня сообщили в следственно-оперативной группе, созданной по решению правительственной комиссии Кыргызстана».
«Отмечается, что, несмотря на обещания американской стороны не мешать, а содействовать расследованию авиационного происшествия, официальные лица ТПЦ «Манас» приняли решение забрать тела погибших летчиков».
«Останки тел трех членов экипажа доставлены на авиабазу. О дальнейших действиях руководства ЦТП «Манас» представителям местного следствия ничего не известно».
«В следственной группе также сообщили: несмотря на то что топливно-заправочная станция базы опечатана и требует проверки, американская сторона не допускает следователей КР».
В официальных договоренностях между США и Кыргызстаном четко не прописан вопрос о юрисдикции в подобных ситуациях. Но обычной практикой является то, что юрисдикцией над местом крушения, обломками и т.д. обладает страна, пользующаяся базой, в случае, если инцидент имел место в рамках осуществляемой этой базой миссии, сказал Александр Кули (Alexander Cooley), написавший книгу об осуществлении договоров о функционировании иностранных военных баз.
Он привел в качестве примера схожий случай на Окинаве в 2004 году, когда базировавшийся там на америкаской базе вертолет потерпел крушение и американская сторона опечатала место крушения, вызвав тем самым гнев японских политических деятелей и активистов. Кули отмечает, что хотя США имеют право получить юрисдикцию над проведением расследования, но в обстоятельствах, когда присутствие базы является взрывной и деликатной темой – как в случае с Кыргызстаном – подобный шаг может создать проблемы.
«С юридической точки зрения, они [США] имеют на это право, но … когда то, как ведется расследование подобных инцидентов, подпитывает превалирующие настроения в отношении базы (т.е. что США проявляют отсутствие такта и ведут себя, как оккупант), инциденты эти становятся политическими символами, способными настроить общественность против присутствия базы и даже нанести ущерб отношениям в будущем».
Что уже и происходит. Одна молодежная группа заявила о проведении пешего хода против американской военной базы, написал в своем заявлении, что «Падение самолёта-топливозаправщика американской военной базы – это ещё одно доказательство, что военным самолётам нет места рядом с гражданскими в международном аэропорту. … Если бы многотонный самолёт-заправщик с керосином упал в городе или взорвался в аэропорту, что бы произошло?». Госчиновник задал вопрос о том, что произошло бы, если бы американский самолет КС-135 упал на подстанцию «Чалдовар» (в городе недалеко от места крушения).
Еще одним интересным оборотом является то, что кыргызские власти могут передатьбортовые самописцы Москве для расшифровки, т.к. в республике нет соответствующих технических возможностей, заявил глава транспортной прокуратуры Кыргызстана Кубанычбек Мамакеев:
«По словам Мамакеева, во-первых, американцы дали согласие вести расследование причин ЧП совместно с киргизской стороной, а во-вторых, в республике попросту нет соответствующих технических возможностей, вследствии чего «мы будем вынуждены обращаться за помощью в расшифровке записей «черных ящиков» в Москву в рамках МАК»».
Учитывая, что у них, судя по всему, есть права на «черные ящики», вполне ожидаемо, что американцы постараются в зародыше подавить любые попытки передачи секретного военного оборудования Москве.
Сделанное сегодня американским посольством в Бишкеке заявление напрямую не затрагивает вопрос о юрисдикции. Посольство поблагодарило местных официальных лиц и отметило, что «инцидент будет расследоваться в духе сотрудничества между Соединенными Штатами и Кыргызской Республикой».
«Мы благодарим правительство Кыргызской Республики за исключительную поддержку и помощь в проведении неотложных и все еще ведущихся поисковых работ. Посольство США выражает благодарность кыргызской Государственной комиссии под руководством министра транспорта за проведенную работу, а также официальным лицам и жителям Чуйской области, на территории которой произошло крушение, за сотрудничество и поддержку. Посольство США отмечает, что инцидент будет расследоваться в духе сотрудничества между Соединенными Штатами и Кыргызской Республикой».
Не выдает ли посольство желаемое за действительное, говоря о «духе сотрудничества»? Кроме общих выражений соболезнования, президент Кыргызстана и известный противник базы Алмазбек Атамбаев еще не высказался по поводу авиакрушения. Превратит ли он данный вопрос в политическую проблему?
Правила комментирования
comments powered by Disqus