Концепция «Экономический пояс Шелкового пути» сулит региону процветание.
Россия, объявившая себя страной – наследницей Советского Союза, на территории бывшего СССР часто ведет себя так, будто страны Содружества - неотъемлемая зона внешнеполитического влияния РФ. Однако за время независимости нельзя сказать, что вектор центробежных сил, запущенный распадом союза изменился в обратном направлении. Прибалтика, Украина и до недавнего времени Молдавия, а так же Грузия нацелены в сторону Европы, а в азиатской части СНГ уже давно Китай стал ведущим деловым партнером региона.
Редакция SNG.TODAY решила разобраться, во что инвестирует Китай в этом регионе мира, какие интересы преследует, какие совместные проекты реализует и с кем в каких объемах торгует.
Основной страной-партнером для Китая является Казахстан. Ввиду территориальной близости и протяженности границы, Казахстан и Китай удобные друг другу торговые партнеры, тому подтверждения и цифры товарооборота двух стран. С 391 млн долларов в 1995 году и по некоторым данным от 27 до 40 млрд долларов в 2016 году. К сравнению, товарооборот с России и Казахстана за 2015 год составил 14,5 млрд долларов. Казахстан поставляет в Китай сырую нефть и нефтепродукты, помимо углеводородов поток экспорта дополняет руды цветных и черных металлов, феррохром. Кроме того, Китай приобретает в Казахстане подсолнечник, кожу, рыбу, живых лошадей, черный чай, пшеницу и так далее.
Взаимодействие двух стран не ограничивается только торговлей. Китай – самый крупный инвестор для Казахстана. Более 1/4 добываемой нефти в РК добыта при участии китайского капитала, а труба, по которой экспортируется нефть в Китай, также построена на китайские деньги. Особый статус дружбы между двумя странами можно подчеркнуть по итогам приглашения Казахстана на саммит G-20, на который Нурсултан Назарбаев был лично приглашен Си Цзиньпинином как руководитель страны, председательствующей в двадцатке в 2016 году. По итогам Встречи на полях саммита страны договорились реализовать пятьдесят один общий экономический проект до 2020 года. Дружественной повестке благоволит и этнический состав двух стран: в провинции, граничащей с РК, расселено 1,5 млн этнических казахов, которых, по данным независимых исследований, в своем большинстве желают жить на исторической родине.
С 1991—2014 гг. более 136 тысяч казахов из Китая получили статус оралмана (казахи-репатрианты, переселяющиеся в Казахстан из соседних стран) в Казахстане.
Для Киргизии Китай тоже ключевой партнер. Уровень товарооборота двух стран уступает только российско-киргизскому. При этом по темпам роста китайско-киргизский товарооборот превосходит российско-киргизский и скорее всего его обгонит. Предыдущий тезис кажется более крепким, если учитывать растущий интерес китайских инвесторов к стране. А Киргизии есть, что предложить Китаю. В 2016 году правительство страны отказалось от услуг «РусГидро» по строительству Верхненарынской ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1, причина отказа от партнерства с Россией в этом направлении кроется в сложной экономической ситуации РФ.
Для Китая, который умеет выбивать преференции в энергетических проектах, вложения в каскад ГЭС может стать выгодным предложением. Еще одно направление сотрудничества двух стран - это сельское хозяйство. Киргизия – страна с необычной структурой сельского хозяйства для региона, ввиду рельефа в стране преобладает животноводство, производство молока, продукта дефицитного для Китая, носит в Киргизии характер переизбытка. Проекты сотрудничества в этом направлении уже есть. В Чуйской области Киргизии есть планы по строительству к 2020 году самого большого в Средней Азии агропромышленного парка «Звезда Азии», общей площадью в 4,6 квадратных километров. Сейчас основной инвестор - ООО «Хэнаньская деловая корпорация Гуй Ю», подписавшая соглашение о сотрудничестве с Министерством экономики Киргизии. По планам сторон, в течение 6 лет «Звезда Азии» станет «международной базой» по выращиванию, производству и последующему экспорту мясных продуктов.
Таджикистан, будучи соседом Китая, вкладывается в концепцию внешней политики КНР продвигаться «от ближних к дальним», то есть двигаться от границ, включая в свой ареал сначала сопредельные страны. В список интересов Китая в этой стране входит алюминий, хлопок, черные металлы и медь. Структура товарооборота двух стран говорит о низкой доле экспорта таджикских товаров в Китай и на оборот высокого импорта товаров из Китая. Основной интерес для КНР составляют совместные проекты - золотодобывающие предприятия «Зарафшан» и «Горнопромышленная компания Таджикистана и Китая» которые являются одними из основных налогоплательщиками республики. Не малый интерес для китайского инвестора представляет таджикская земля, которая отдается в аренду. По сообщению информационного агентства правительства КНР «Синьхуа», китайская «компания «Чжунтай» арендовала в прошлом году пять тысяч гектаров земли в Хатлонской области и уже успела вложить более 20 млн долларов для создания текстильно-промышленного технопарка. Когда будет завершено строительство аграрно-текстильного технопарка, он принесет около двадцати миллионов долларов в бюджет Таджикистана.
Стоит отметить и долги Таджикистана перед КНР. Общий долг страны составляет 32,7 % к ВВП и составляет 2,3 млрд долларов. Половина этой суммы – долг перед Китаем.
Влияние Китая на Туркменистан не так велико и не так заметно, как в странах, сопредельных с КНР. Хотя Китай является одним из основных экономических партнеров Туркменистана. Внешнеторговый оборот с Китаем в 2012-2016 годы составил от 7 млрд до почти 10 млрд долларов США. Основу экспорта Туркменистана в Китай составляет природный газ. При этом у Туркменистана сальдо торгового баланса с Китаем устойчиво положительное – от 4,3 до 7 млрд долларов США в период 2012-2016 годы. Одним из основных инвестиционных проектов, совместно реализованных Туркменией и КНР, стал магистральный газопровод, открытие которого состоялось 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе, откуда туркменский газ пошел в Китай.
«После сдачи в эксплуатацию газопровода в конце 2009 года туркменский газ принёс пользу миллионам жителей Китая», — сообщил китайский дипломат, посол Китая Сунь Вэйдунь.
Узбекистан, так же не имеющий границы с Китаем, все же не может не замечать крупного делового партнера. За 2016 год товарооборот двух стран достиг 17,5% в структуре экономики Узбекистана и составил 3,2 млрд долларов. Это первое место среди всех стран, имеющих экономические связи со страной. На втором месте Россия (17,3%) и Казахстан (8,9%) соответственно. Однако, если вспомнить товарооборот с тем же Казахстаном, цифра не выглядит внушительной. Дело в том, что экономические связи двух стран испытывали затруднение до 2014 года, когда был совершен визит президента Ислама Каримова в Пекин. Результатом визита стало подписание совместного 5-летного экономического плана - «Программа развития отношений стратегического партнерства на 2014-2018 гг.». Ведущей отраслью для китайско-узбекского сотрудничества является добыча и переработка урановых руд. По объему экспорта в Китай, Узбекистан занимает 2 место. Инвестиционные проекты Китая в Узбекистане носят устойчивый характер. По официальным данным, в Узбекистане функционирует более 500 совместных предприятий, созданных с участием китайского капитала, а также представительства более 70 компаний КНР.
Совокупный объем китайских инвестиций в узбекскую экономику, по данным приведенным в статье заместителя директора центра евразийских исследований китайского института международных проблем Ли Цзыго, составляет более 7 млрд долларов.
Степень проникновения Китая в экономику всех стран центральной Азии поражает, но если перестать рассматривать страны по отдельности и взглянуть на регион в целом, то можно увидеть совсем другие цели, преследуемые КНР. Решая собственные экономические вопросы, Китай примеряет на себя роль генератора идей мировой экономики. 7 сентября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин презентовал концепцию Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), которая, по задумке, должна оздоровить мировую экономику и дать миру новые механизмы для развития.
Все пять стран региона лежат на одном из путей к стратегическим партнерам Китая в Персидском заливе и Европе и должны стать неотъемлемой часть ЭПШП. Это означает, что Пекин будет очень трепетно относиться к ситуации в регионе, а страны региона ощущают этот трепет уже сейчас. Уровень зависимости и проникновения экономик государств Центральной Азии и Китая с каждым годом будет только расти, ведь к проектам экономическим присоединяются проекты логистические, а они по своей сути всегда несут характер интеграционных.
Правила комментирования
comments powered by Disqus