Премьер-министр Грузии Гиоргий Квирикашвили и заместитель спикера Сената Олий Мажлиса (парламента) Садык Сафаев сегодня в Тбилиси обсудят активизацию торгово-экономических отношений, а также региональные инфраструктурные проекты. Для Узбекистана особый интерес представляет кавказский транспортный коридор, который даст возможность узбекским грузам следовать через черноморские порты Грузии, средиземноморский турецкий порт Мерсин далее в Европу.
До Тбилиси узбекская парламентская делегация посетила еще и Баку. Цель – налаживание транспортно-коммуникационного сотрудничества между Узбекистаном, Азербайджаном и Грузией. Ранее аналогичные договоренности были достигнуты с Турцией в ходе визита вице-премьера Рустама Азимова в Анкару 1 марта нынешнего года. Узбекистан рассматривает любые возможности выхода своих товаров на европейский рынок, предлагая природный газ, хлопок-волокно, уран, цветные металлы, цемент, автомобили и плодоовощную продукцию. Главный вопрос, по мнению известного узбекского экономиста Бахтиера Эргашева, который рассматривается на переговорах, это формирование и применение на всем пути кавказского маршрута сквозного тарифа.
«Речь идет о формировании транспортно-транзитной магистрали из Узбекистана до порта Туркменбаши в Туркменистане, далее в Баку, затем по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс (БТК) через Грузию в Турцию до средиземноморского порта Мерсин. А это значит, что откроется удобный маршрут в государства Ближнего Востока, северной Африки, в Европу и даже США», – сказал «НГ» Бахтиер Эргашев. Эксперт напомнил, что 18 марта 2017 года в Ташкенте состоялась первая трехсторонняя встреча руководителей железнодорожных ведомств Азербайджана, Грузии и Узбекистана, в ходе которой стороны договорились об открытии единого представительства железных дорог этих стран с целью более оперативного решения проблем, возникающих в ходе перевозок. Спустя неделю начались конкретные переговоры в Баку и Тбилиси. Вчера узбекские парламентарии осмотрели строительство грузинского порта Анаклия, который должен стать морскими воротами Грузии и частью проекта «Шелкового пути». Это еще один вариант доставки грузов по кавказскому маршруту.
Узбекистан сейчас ищет новых партнеров. «На мой взгляд, одна из самых актуальных задач сейчас – интенсификация диалога с ближайшими соседями», – говорил «НГ» Садык Сафаев. Не случайно первый визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева состоялся в Туркменистан. В Ашхабаде были подписаны соглашения в транспортно-транзитной сфере и, в частности, по сотрудничеству железнодорожных администраций Узбекистана и Туркменистана. Главы двух государств открыли новые автомобильный и железнодорожный мосты через Амударью. «Узбекистан, таким образом, получил возможность выхода своих товаров и транзитных в порт Туркменбаши», – сказал Эргашев. Кстати, Ашхабад в рамках развития транспортно-коммуникационной сферы в Туркменистане ведет работу по модернизации порта в Туркменбаши на Каспии стоимостью в 2 млрд долл. и пропускной способностью до 15 млн т груза в год. По его словам, это не новый транспортный проект, а «идея транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия, которая реализовывалась в рамках проекта «ТРАСЕКА». «Магистраль Турция–Грузия–Азербайджан–Туркменистан–Узбекистан – это лишь участок пути. Проект будет иметь свое логическое продолжение, когда начнется строительство транспортного коридора Китай–Киргизия–Узбекистан, идея которого была озвучена еще в 1996 году. С тех пор много об этом говорится, были даже разработаны ТЭО (технико-экономические обоснования), но пока эта работа не перешла в практическую реализацию», – сказал Эргашев.
Против строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан выступала Москва. Российские эксперты указывали, что если эта дорога будет построена, то она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. Дорога может угрожать безопасности РФ (см. «НГ» от 03.08.12). «Конкуренция между транспортными коридорами всегда была и будет. Каждая страна старается направить транспортные потоки именно через свою территорию. И Россия была всегда заинтересована в том, чтобы большую часть грузопотока между Китаем и Европой направить через свою территорию. Но проект, о котором мы говорим, имеет 20-летнюю историю. И большая его часть уже построена, в тестовом режиме пошли уже первые тепловозы. Сейчас идет согласование процедурных вопросов прохождения грузов: тарифы, цены, виды товаров, номенклатура товара и пр. Более того, за это время ситуация изменилась», – сказал Бахтиер Эргашев. По его мнению, в рамках китайско-российского сближения надо попытаться синхронизировать российские инициативы в Центральной Азии и китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути». В этом случае договоренность между Китаем и Россией будет достигнута и проект будет реализован. «Потому что без этого проект Европа–Кавказ–Азия, о котором мы сейчас говорим, окажется незавершенным», – сказал Бахтиер Эргашев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus