Завтра в Душанбе состоится встреча представителей деловых кругов Таджикистана и Узбекистана. В бизнес-форуме примут участие более 100 предпринимателей. Мероприятие пройдет в рамках первой выставки-ярмарки промышленных товаров Узбекистана, которая открылась в Душанбе в центре «Пойтахт-90» вчера. Эксперты считают, что Ташкент и Душанбе готовы наверстать упущенные возможности. Рогунская ГЭС в Таджикистане, которая не раз оказывалась в центре споров, не станет помехой для сближения двух стран.
Узбекские производители привезли в Таджикистан образцы продукции машиностроения, автомобильной промышленности, химической индустрии, легкой и текстильной сферы, а также парфюмерию, мебель, бытовую технику, вино – всего 1,5 тыс. наименований более чем 160 предприятий.
Таджикский эксперт Шерали Ризоев назвал это мероприятие «хорошим стартом для будущих серьезных проектов между Таджикистаном и Узбекистаном». «Подобные форумы ведут к укреплению не только взаимоотношений между деловыми кругами двух стран, но и сближают народы, что особенно важно для тех, кто живет в приграничных районах наших государств. Тесное экономическое сотрудничество отвечает интересам и Таджикистана, и Узбекистана», – сказал «НГ» Шерали Ризоев. Впрочем, показатели товарооборота за прошлый год не так уж и плохи. Он увеличился почти в шесть раз, составив около 70 млн долл., из них около 36 млн долл. приходится на экспорт таджикских товаров в Узбекистан и почти 34 млн долл. – на импорт Таджикистаном узбекской продукции.
Потепление отношений между Душанбе и Ташкентом началось в октябре 2016 года с визита министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова в Таджикистан. Он даже назвал его «перезагрузкой». После этого в Ташкенте побывало несколько таджикских делегаций на министерском уровне. «Объективная потребность в «перезагрузке» двусторонних отношений присутствует в обеих странах. Факторы, повлиявшие на ухудшение отношений между двумя странами, берут начало с развала СССР и гражданской войны в Таджикистане, в которой Узбекистан вместе с Россией принимал прямое участие и не допустил расползания таджикского конфликта по всему Центрально-Азиатскому региону», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, Таджикистан является для Узбекистана проблемной территорией, через которую проходит афганский наркотрафик. «Существует проблема демаркации и делимитации межгосударственной границы. Впрочем, в этом вопросе стороны подошли к той черте, когда, выражаясь словами бывшего министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, уже надо «резать по живому». Недемаркированные участки государственной границы проходят через населенные пункты, что усложняет решение данной проблемы», – сказал эксперт.
Так, буквально за день до открытия нынешнего бизнес-форума стало известно об инциденте на узбекско-таджикской границе. По сообщению пресс-службы комитета по охране государственной границы Службы национальной безопасности Узбекистана, таджикские пастухи вместе со стадами оказались на узбекской территории, а в ответ на требование покинуть Узбекистан напали на пограничников с ножами и палками. Те вынуждены были открыть огонь. В результате один гражданин Таджикистана погиб, двоим удалось скрыться. Правоохранительные органы Узбекистана возбудили уголовное дело. И такие инциденты отнюдь не редкость – протяженность узбекско-таджикской границы составляет 1161 км. И хотя на сегодня более 80% границы между Таджикистаном и Узбекистаном согласовано сторонами, проблемных участков все еще немало. Пограничные инциденты в равной степени тяготят обе стороны, поэтому есть надежда, что делимитация границы будет завершена в скором времени, так же как определены правила ее пересечения – может быть введен льготный или вовсе безвизовый режим. Этот вопрос особенно стал актуальным после возобновления между странами авиасообщения.
В повестке дня и возобновление железнодорожного сообщения. Речь идет о восстановлении участка Галаба–Амузанг, на котором, по заявлению Ташкента, в 2011 году произошел теракт. Этот участок связывал Узбекистан с южными регионами Таджикистана. Узбекская сторона вначале обещала реконструировать ветку, но спустя некоторое время вовсе разобрала рельсы, объяснив свои действия «технической нецелесообразностью содержания дороги». Таджикские железнодорожники были уверены в провокации со стороны узбекских коллег, поскольку именно по этой дороге направлялись грузы для строительства Рогунской ГЭС, против возведения которой выступал официальный Ташкент.
Рогун – еще одно противоречие между Узбекистаном и Таджикистаном. Для Душанбе строительство этой ГЭС стало национальной идеей. Но Узбекистан не готов пересмотреть свою позицию по данному вопросу, считая, что гигантская ГЭС представляет угрозу не только национальной безопасности, но и экологии всего региона. И пытается отстаивать свою правоту с международных трибун. В частности, глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов предлагает всем заинтересованным странам региона подписать предложенную ООН конвенцию по Амударье и Сырдарье. «Предварительное знакомство с этими конвенциями показывает достаточно разумные подходы к решению этой очень сложной проблемы. И я надеюсь, что наши соседи проявят внимание к этому предложению ООН и нам удастся начать заинтересованный диалог», – сказал накануне в Ташкенте Абдулазиз Камилов. Глава МИД Узбекистана считает, что страны региона должны подписать соглашение по водопользованию на основе международных механизмов урегулирования спорных вопросов, а также компенсации ущерба.
«Строительство Рогунской ГЭС – базовое противоречие между двумя странами, из которого вытекает большинство других. Узбекистан небезосновательно опасается, что Рогун кардинально изменит гидромелиоративный режим всего региона. Вопрос строительства ГЭС задевает не только его интересы, но и Туркмении и Афганистана», – сказал Александр Князев. По его словам, решение проблемы существует, и оно уже много лет предлагается специалистами – таджикская сторона могла бы отказаться от устаревшего советского проекта, создававшегося в условиях одной страны и под централизованное управление из Москвы, и разработать программу решения вопросов энергетики путем строительства сети малых и средних ГЭС. Другой вариант решения, также неоднократно озвучивавшийся со стороны: участие Узбекистана в строительстве и последующей эксплуатации ГЭС, включая как получение дивидендов, так и участие в контроле безопасности и режимов сброса воды. Именно этот вариант сейчас обсуждается экспертами двух стран и выглядит как наиболее перспективный и способный привести к компромиссу.
С учетом такого нагромождения серьезных проблем необходимо в целом улучшение фона, который способствовал бы прогрессу. «Поэтому такие мероприятия, как нынешний бизнес-форум, следует рассматривать более широко, чем встречу предпринимателей. Такие встречи вызывают потепление отношений между обществами и показывают, что страны с пониманием относятся к своим национальным интересам и интересам соседей», – сказал «НГ» Шерали Ризоев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus