Российский эксперт по Центральной Азии Аждар Куртов в интервью StanRadar.com подвел первые итоги саммита «Один пояс – Один путь», который прошел в Пекине.
StanRadar.com: Изменилась ли политика Китая по отношению к странам Центральной Азии?
- Стратегия претерпела некоторые изменения, но конечные цели остались прежними. КНР претендует на статус мировой экономической державы. И политика Пекина по проникновению в Среднюю Азию приносит свои плоды.
Для развития экономики и укрепления ведущих позиций на мировых рынках Китаю нужна инфраструктура, рынки сбыта и ресурсное обеспечение за пределами КНР. Сейчас Пекин использует Морской Шелковый путь. У этой схемы есть существенный недостаток – при возникновении конфликта Китая с США, Вашингтон, имея серьезное превосходство «на воде», вполне может отрезать проложенные КНР маршруты.
В свою очередь Пекин активно выстраивает альтернативные варианты, чтобы при изменении внешнеполитической ситуации не оказаться в зависимости от единственного варианта. Этой «альтернативой» с серьезной перспективой расширения является инициатива по созданию сухопутного Шелкового пути, который, проходя по территории сопредельных государств, свяжет Китай с крупнейшими рынками континента – европейским, индийским, азиатским и российским.
Для реализации этого плана КНР необходимо присоединиться к уже существующим или проложить самостоятельно новые железнодорожные и автомобильные маршруты. Сейчас Пекин активно этим занимается, опутывая Центральную Азию сетью инфраструктурных проектов.
Кроме того, завязывая экономическое сотрудничество приграничных стран на северо-западный Китай, Пекин надеется решить свои внутренние проблемы. Как известно, Синьцзян-Уйгурский автономный район – отдельный вопрос во внутренней стратегии развития Поднебесной. Уровень сепаратистских настроение среди уйгур СУАР напрямую связан с экономическим благополучием этой территории. Превращая крупные города автономии в центры концентрации ресурсов, Пекин избежит очень многих проблем.
StanRadar.com: Можно ли назвать участие президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в международном форуме в Пекине плодотворным?
- Смотря что считать «плодотворным». Например, президент Узбекистана привез по итогам форума соглашений на сумму около $23 млрд.
Кыргызстан подписал ряд меморандумов и соглашений. Но Ташкент и Бишкек с самого начала находятся на разных позициях.
Узбекистан обладает одной из мощнейших экономик по меркам региона. Кроме того, Ташкент с самого начала не скрывал, что не собирается отказываться от притязаний на региональное лидерство, и демонстрировал готовность к переговорам.
Бишкек получает преференции от ЕАЭС, страна является участником экономического союза. Соответственно и серьезные экономические проекты будут, в первую очередь, ориентироваться на потребности объединения и его участников. Кроме того, Россия по-прежнему остается одним из ключевых экономических партнеров стран региона и пока не сдает эти позиции.
Возможно, на встрече представителей Кыргызстана и Китая имели место какие-то неофициальные договоренности по развитию сотрудничества, поэтому Бишкек, разумеется, может рассчитывать на какую-то долю от общего объема китайских инвестиций.
StanRadar.com: Насколько эти инвестиции могут быть велики?
- Однозначно, они будут уступать объему инвестиций КНР в Казахстане и Узбекистане. В силу того, что Кыргызстан объективно меньше и стоит в самом начале пути по развитию экономики, то и условия совместных проектов с Китаем будут иными, нежели у соседей.
StanRadar.com: Во время обсуждения проекта Экономического пояса Шелкового пути в СМИ появлялась информация о том, что для защиты китайских рабочих на территории других государств могут быть привлечены частные военизированные компании (ЧВК). Будет ли эта идея реализована?
- Возможно, но это достаточно распространенная практика. Другое дело, как такие меры отразятся на внутренней ситуации тех стран, с которыми Китай плотно сотрудничает.
Например, в Киргизии, если конфликты с иностранными инвесторами не прекратятся и Бишкек не откажется от своей привычной тактики шантажа, получение жесткого отпора от китайских компаний может стать неприятным сюрпризом.
Надо сказать, что Кыргызстану, при всей спорности истории с инвестиционными проектами, пока очень везет на партнеров. Далеко не каждый инвестор согласиться работать, не имея гарантий безопасности и сохранения собственности.
StanRadar.com: Про какие проекты Вы говорите?
- В стране их не так много, чтобы можно было долго перечислять. Это проекты в горнодобывающей отрасли. Пока Бишкек с переменным успехом сохраняет отношения с канадской компаний, работающей на руднике «Кумтор». В скором времени начнется полноценная добыча золота на руднике «Джеруй». Несколько китайских компаний работают на месторождениях поменьше.
Но я сомневаюсь, что при возникновении конфликтов горнодобытчики из КНР будут столь же терпеливо искать компромисс, как канадские и российские инвесторы.
Если бы долгоиграющий конфликт с «Кумтором» решился несколько лет назад, то Кыргызстан имел бы хорошие шансы запустить еще несколько не менее удачных проектов. Сейчас об упущенных возможностях можно только сожалеть.
Справка StanRadar.com: Аждар Куртов - ведущий специалист Российской Федерации в области отношений стран, входящих в Содружество Независимых Государств. В сферу его научных интересов входят такие темы как: внешнеполитические интересы России в современном мире, трансформации политических режимов постсоветских государств, политико-экономические процессы в странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, проблемы конституционного и международного права.
Материалы по теме:
- Си Цзuньпuн: Китай выделит Фонду Шелкового пути $14,5 млрд
- В 2013-2016 гг. прямые инвестиции предприятий Китая в страны вдоль "Пояса и пути" превысили $60 млрд
Правила комментирования
comments powered by Disqus