Однако Казахстану стоит ожидать нашествия узбекских и киргизских неквалифицированных мигрантов и опасаться дальнейшей утечки умов.
В ближайшие годы в Центральной Азии будут проживать 8 млн китайцев, из низ приблизительно 5 млн в Казахстане. Об этом заявил заведующий отделением востоковедения национального исследовательского университета высшей школы экономики (РФ), профессор Алексей Маслов. По его мнению, большинство китайских мигрантов будут выходить из Синьцзян-Уйгурского автономного района, так как именно там сегодня наблюдается скачок роста населения.
Въезжают этнические казахи
По убеждению Булата Султанова, директора Исследовательского института международного и регионального сотрудничества, эти прогнозы Маслова не соответствуют действительности.
— На портале abai.kz, где была опубликована эта информация, приводятся данные, что за 2015-2016 годы число китайских рабочих, официально приехавших в Казахстан, увеличилось на 100%. Однако по официальным данным, собранным послом Казахстана в Китае Шахратом Нурышевом, в 2015 году гражданам КНР было выдано 118 321 виз в Казахстан. Но из них 83 358 виз (или 70,45%) было выдано этническим казахам, проживающим в Китае. Стало быть, все эти заявления поверхностны — называется «слышали звон, но не знают, где он», — подмечает Султанов.
По его данным, среди общего количества выданных китайцам виз в Казахстан в 2015 году:
деловых выдано 19 000,
рабочих — 10 000,
туристических — 4600,
учебных — 173.
А за 9 месяцев 2016 года гражданам КНР было выдано 86 203 визы, из них 58 474 (или 67,83%) было также выдано этническим казахам, проживающим в КНР.
Среди общего количества виз было выдано
деловых виз — более 15 000,
рабочих — более 6 000,
туристических — 5 000,
учебных — 299,
служебных — 322,
инвесторских — 23,
транзитных — 56.
— Данные за 2015-2016 годы показывают, что в основном из Китая в нашу страну приезжают этнические казахи, являющиеся гражданами КНР.
Но также из Синцзяня к нам приезжает много этнических уйгуров и дунган, а также небольшое количество узбеков, все они тоже граждане КНР по паспортам, — детализирует политолог.
«Бояться» стоит других соседей
Что касается учебных виз, по его информации, сегодня
в Китае обучаются 14 тыс. казахстанских студентов,
в Казахстане же обучаются около 1 тыс. студентов.
— Причем правительством Китая в 2016 году в Казахстан было направлено целевым назначением только 85 студентов. И они все обучаются в Алматы. Остальные студенты из Китая, которые учатся у нас, по мнению наших экспертов — это казахи оралманы. И они приезжают не по официальной линии. В целом данные статистики говорят, что систему образования в Казахстане нам необходимо совершенствовать, — говорит эксперт.
По словам Султанова, правительство сегодня занимает очень четкую позицию по приему иностранных граждан в Казахстан. Для этого ежегодно создаются квоты.
— Но здесь нужно учитывать две вещи: первое — прирост населения Юго-восточной Азии сегодня опережает рост населения в других регионах мира. Поскольку мы находимся в Центральной Азии, для нас очень важно проводить внимательную политику по привлечению иностранцев.
Если посмотреть на страны Персидского залива, там в основном работают гастарбайтеры из Индии. И нам следует учитывать этот фактор, — отмечает Султанов. Ведь сегодня наибольшее количество населения проживает в Индии:
— Там, в отличии от Китая, рождаемость не регулируется. Если в Китае проживает 1 млрд 250 млн человек, то в Индии население приближается к 1,5 млрд. Поэтому сейчас Казахстану необходимо учитывать тот бурный всплеск роста населения, который происходит в первую очередь в Индии и других странах юго-восточной Азии. Конечно, китайский фактор необходимо учитывать, но у нас почему-то традиционно очень сильно антикитайские настроения разжигаются определенными СМИ, — отмечает он.
Узбеки и киргизы едут в Казахстан
И все же политолога в настоящий момент больше всего беспокоит нелегальная миграция из Узбекистана.
— Сегодня в некоторых районах южно-казахстанской области большинство населения составляют этнические узбеки. А стало быть государству нужно относиться внимательнее к проблеме миграции оттуда. И когда правительством проводится политика по переселению граждан Казахстана с юга на север страны, нужно понимать, что их место начинают занимать этнические узбеки, приезжающие из Узбекистана, — акцентирует внимание политолог.
Острым вопросом сегодня также является усиление миграции из Кыргызстана.
— В 2013-2014 годах в Жамбылскую область временно въехали 30440 граждан Киргизии, но из них только 65 человек получили разрешение на трудовую деятельность. А за последние два года в Жамбылской области вид на жительство получили 13355 киргизов, а гражданство РК получили 3157 киргизов.
Я думаю, на местах правительству нужно проводить более жесткую политику по анализу ситуации по привлечению граждан из сопредельных областей, а не переживать по поводу китайцев, — говорит Султанов.
Китайцы не женятся на казашках
Ярким примером проявления необоснованных антикитайских настроений в стране, по словам Султанова, стал стихийный митинг в Астане в начале января 2017 года. Тогда митингующие требовали запретить браки между казахстанскими девушками и гражданами Китая. В нем, по данным правоохранительных органов, приняли участие 30 человек. Поводом для этого мероприятия явилось рекламное объявление одного из брачных агентств Астаны, предлагавших помолвку с женихами из Пекина. И, как считает политолог, оснований для митинга не было — все это «раздутая истерия».
— По данным министра информации и коммуникации Даурена Абаева, с 2010 по 2016 год за граждан Китая вышли замуж 253 гражданки Казахстана. Но разобравшись, мы видим, что 190 казахстанских девушек вышли замуж за этнических казахов, являющихся гражданами КНР. А с этническими китайцами брак заключили только 34 девушки.
Остальные сочетались узами брака с представителям других этносов, проживающих на территории Китая. За этот же период 277 граждан Казахстана женились на гражданках Китая. Но из них 244 являлись этническими казашками, проживавшими или проживающими в Китае, — отмечает Султанов, подмечая, что в целом люди сами в праве решать, за кого им выходить замуж.
Он отмечает, что для большинства этнических китайцев в силу многовековой традиции и менталитета вовсе не принято сочетаться узами брака с представителями других национальностей.
Беспокоиться надо о другом
— Так что необходимо успокоить казахстанских национал-популистов, уверенных в том, что приедут китайцы, переженятся на казахстанских девушках и генетический код испортится. Не стоит раздувать страхи, а некоторым нашим чиновникам не стоит раздувать и щеки. У нас некоторые чиновники считают, что Казахстан — это пуп земли, китайцы же нацелены на страны с развитыми экономиками, — замечает политолог.
По мнению Султанова, сегодня в Казахстан следует как можно меньше привлекать иностранцев, а стараться удерживать собственные рабочие кадры.
— А то сегодня как-то нелогично получается: от нас уезжает рабочая сила, а мы потом ищем по всему миру, кого привлечь, — подчеркивает Султанов.
С ним солидарен и Султанбек Султангалиев.
— Плачевный опыт привлечения иностранных так называемых специалистов на нефте- и газодобывающие предприятия показывает, что казахстанская женщина на стройке мешает бетон лучше, чем три индуса, которые получают впятеро больше неё, потому что на бумаге были проведены какими-то специалистами, — говорит он.
По словам Булата Султанова, сегодня в Казахстане складывается ситуация, что рабочая сила из страны вытекает, а ее заменяют неквалифицированные кадры.
— Когда президент ставит задачу по модернизации экономики, это подразумевает создание производств, для которых у нас нет специалистов. И зачем их привлекать извне, если мы их выдавливаем отсюда?
У нас отсюда «вытекают» мозги, а притекают «руки». И для построения новой экономики это не подходит
Нам нужно сделать все, чтобы умы из страны не вытекали. А для этого нужно создавать комфортные экономические условия для людей, — заключает он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus