Хотя кыргызстанские социал-демократы пытаются сгладить на публике конфликт внутри партии, назвать случившееся на съезде иначе как расколом – нельзя. Вместо того, чтобы сплотиться вокруг единого кандидата от СДПК премьера Сооронбая Жээнбекова, двое участников, спикер парламента Чыныбай Турсунбеков и экс-губернатор Чуйской области Сагынбек Абдрахманов, заявили, что пойдут на выборы самовыдвиженцами.
Также Жээнбекова отказался поддержать и Ренат Самудинов, лидер молодежного крыла партии власти. Каша заварилась нешуточная. Самудинова, заговорившего о необходимости партийных праймериз, не пустили на съезд. Позже пресс-служба СДПК заявила, что у партии вообще нет молодежного крыла. Не то внезапно пропало, не то упразднено за ненадобностью.
Турсунбеков смог появиться и даже выступить на съезде партии, однако его выступление противники прерывали свистом и криками из зала, причем даже делегаты из числа депутатов парламента – которые ранее избрали его своим спикером. Сторонники торага молчали, но вряд ли они будут молчать в ходе дальнейшей избирательной компании, что в итоге может привести к реальному распаду СДПК на группы поддержки каждого из трех кандидатов.
Ренат Самудинов
В чем причина раскола? Первой в этом обвинили «руку Москвы», которую после долгих поисков, наконец «поймали» кыргызские политики. Ей оказался российский политолог Алексей Василивицкий, который приехал в Бишкек, сфотографировался на крыше Белого дома, а потом – встречался с делегатами съезда СДПК. Некоторые издания поспешили сообщить, что «Василивецский является тайным шпионом ФСБ и ведет диверсионную работу». И именно этот «секретный агент» коварно и «негласно разлагает согласие внутри партии».
Более скептичные и информированные люди говорят, что даже без Василивецского, ФСБ и прочих мифических заговоров, партия в предвыборные недели потихоньку превращалась в бочку с порохом.
Дело в том, что, как рассказывают причастные к закулисной политике, премьер-министр Жээнбеков изначально мыслился как компромиссный кандидат от правящей элиты, который не ущемит ничьих интересов, не возьмет на себя слишком много и позволит сохранить в стране все существующие порядки.
Однако на деле он или его многочисленная ошская родня – еще до выборов президента начали тянуть одеяло на себя. Семья расставляет на ключевые посты в Аппарате правительства своих родственников или просто южан-земляков. Набрав вес во власти, он даже начал проводить собственную политику. Например, именно он пробивает очередное сближение с Саудовской Аравией, открытие при ее поддержке религиозных школ с салафитским уклоном и некоторые другие прожекты в религиозной финансовой сфере.
Рассказывают, что премьер даже стал проявлять упрямство, граничащее с самодурством, отмахиваясь от советов более опытных коллег. Якобы, именно он настоял на заключении соглашения с чешской компанией «АО Liglass» о строительстве Верхненарынского каскада, хотя МИД предупреждал его о финансовой несостоятельности чехов и призывал не иметь с ними никаких дел.
Это вызывает бурное недовольство у многих политиков, включая Турсунбекова, одного из лидеров Нарынского клана, не самого многочисленного, но располагающего большим капиталом. Он и некоторые другие партийные функционеры начали настаивать на пересмотре фигуры преемника, справедливо указывая на то, что Жээнбеков – слаб, как публичный политик, лишен харизмы и ораторского дара. Так что кампанию за него уже сейчас вынуждены вести другие люди. Его арабские связи и спорные деловые контакты его братьев – вряд ли добавят ему очков внутри страны или в союзной России.
Трудность в том, что повернуть процесс назад многие повернуть рады бы, но не могут. Жээнбеков давно уже превратился из кандидата Атамбаева, который охладел к предвыборной кампании и высказывает о ней крайне сдержанно, в креатуру нескольких близких ему людей - Икрама Илмиянова и Эркин Мамбеталиева, которые взлетели к вершинам власти, будучи шофером и охранником президента, непопулярны ни в народе, ни среди политиков и рассчитывают сохранить часть власти и финансов только благодаря договоренностям с Жээнбековым.
Именно они во многом помогают премьеру держаться на плаву, несмотря на все его промахи и протесты элит. Именно они помогли уговорить президента личным авторитетом удержать ситуацию на съезде партии от прямого и массового раскола.
Но выдвижение спикера Турсунбекова уже представляет для этого блока внутри СДПК большую угрозу. В отличие от Жээнбекова, который мало известен в мире и лишен популярности в стране, торага – опытный политик, пользующийся уважением во многих партиях и ведомствах. У него обширные связи за рубежом, в Турции, Великобритании и России.
Свое окончательное решение о выдвижении он принял после визита парламентской делегации из России. Рассказывают, что ему намекнули, что в Москве вполне готовы принять его победу и даже благосклонно отнесутся к его вступлению в борьбу за президентское кресло. «Рассказывают», потому что такие вещи произносятся только наедине – поди проверь.
Вряд ли Россия действительно планомерно вкладывается в чью-то предвыборную кампанию, иначе российские каналы бы уже давно пестрели бы вставками новостей из Кыргызстана и потоком компромата. Скорей, несмотря на оказанное Атамбаеву уважение в ходе визита в Россию, Москва очень не хочет поддерживать его преемника.
Сагынбек Абдрахманов
Россию не устраивают ни его арабские связи, ни симпатии одного из его родственников к салафитам, ни постоянное заигрывание с Китаем. Здесь уж совсем не к месту недавние споры вокруг расширения авиабазы «Кант», которые некоторые российские политики восприняли, как черную неблагодарность за списание долгов и льготные условия для водителей из Кыргызстана в Российской Федерации.
Поэтому сейчас Россия может присматриваться сразу к каждому из кандидатов на пост президента, оценивая его потенциал и готовность сотрудничать в будущем. Например, в российской прессе мелькнула информация, что к Омурбеку Бабанову, обладателю самого высокого рейтинга, присматриваются российские силовики. А упоминавшийся спикер Чыныбай Турсунбеков наводит мосты с московским руководством «Единой России».
В будущем Россия может даже показательно вмешаться в политическую гонку, но это произойдет в тот момент, когда кандидаты продемонстрируют потенциал, умение самостоятельно решать возникающие проблемы и главное реальную поддержку избирателей. Впрочем, все тех же достижений с нетерпением ждут от кандидатов и избиратели Кыргызстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus