В российском посольстве не хотят говорить о бипатридах. Людям не просто ничего официально не гарантируют — им даже не считают нужным ничего объяснять.
Прошло почти два месяца после визита в Ашхабад министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Главной задачей того визита было сдвинуть с мертвой точки проблему бипатридов: людей, имеющих двойное гражданство России и Туркменистана. О сегодняшнем состоянии этой проблемы — в материале «Ферганы».
Напомним коротко историю вопроса. Российско-туркменское Соглашение о двойном гражданстве было подписано в 1993 году, после чего граждане Туркменистана получили возможность получить российское гражданство по трем основаниям:
1. Факт рождения на территории нынешней Российской Федерации;
2. Факт рождения ныне живущего близкого родственника по восходящей линии (мамы, папы, дедушки или бабушки) на территории нынешней Российской Федерации;
3. По просьбе о вступлении в гражданство РФ, написанной на имя президента России.
Третий пункт был самым популярным: найти свидетельства, подтверждающие факт рождения на территории РФ (например, во время войны или в эвакуации) было очень сложно. Люди приносили в посольство заявления, а им в ответ сообщали, что «мы не можем установить факт вашего рождения на территории РФ», и предлагали получить гражданство по упрощенной схеме, уже приехав в Россию на основании Соглашения о переселенцах.
Поэтому многие предпочитали получать второе (российское) гражданство, написав прошение на имя президента России. Основанием для просьбы могла стать учеба на территории России, или «духовная близость к России», или то, что люди собираются переехать в Россию и жить там. Гражданство Москва предоставляла достаточно легко.
В 2003 году Россия и Туркменистан подписали Соглашение о стратегическом газовом сотрудничестве и протокол о прекращении действия Соглашения 1993 года (журналисты назвали это сделкой «Газ-люди»). Однако российский парламент этот протокол не ратифицировал, и российское посольство по инерции продолжало принимать заявления о вступлении в гражданство и после 2003 года. Людям по-прежнему выдавали российские паспорта, тем более что МИД РФ неоднократно заявлял, что пока протокол не ратифицирован, «Соглашение 1993 года продолжает применяться».
Туркмения же в одностороннем порядке прекратила признавать двойное гражданство, а вскоре и запретила его, приняв новую Конституцию. Бипатриды больше не афишировали наличие у них российского паспорта и не спешили сообщать об этом туркменским властям (поэтому и данные о количестве «двойников» так неопределенны, по разным оценкам, их от 40 до 130 тысяч человек). Российское гражданство было «спящим»: в Туркмении люди жили по туркменским документам, в России — по российским. Если не хотели афишировать российское гражданство на паспортном контроле, то выезжали из Туркмении через Турцию — единственную страну, куда из Ашхабада можно выехать без визы. Или получали российские визы в туркменские паспорта.
Однако некоторое время назад Туркменистан объявил, что в июле 2013 года истекает срок действия заграничных паспортов старого образца. Новые же документы «двойникам» выдавали только при условии отказа от российского гражданства.
В начале этого года в Москве, наконец, поняли, что необходимо что-то предпринимать, иначе летом 2013 года десятки тысяч российских граждан станут в Туркмении невыездными. Президент Путин позвонил туркменскому коллеге, в Ашхабад поехал глава российского МИД Лавров, начались переговоры.
Результатом на сегодня можно считать вот это сообщение МИД РФ, появившееся 14 мая: «По поручению руководства России и Туркменистана 7-8 мая в Ашхабаде состоялись межведомственные переговоры по урегулированию ситуации вокруг лиц с двойным гражданством (бипатридов). Туркменская сторона в ответ на предложения по вариантам решения проблемы выразила готовность к паспортизации лишь тех бипатридов, которые получили гражданство России, наряду с туркменским, до 22 июня 2003 года. Это — дата, начиная с которой Туркменистан в одностороннем порядке считает себя не связанным с Соглашением об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года».
Похоже, бипатридам, получившим гражданство до 22 июня 2003 года, пока повезло: стараниями российского МИД им дадут новые паспорта (по данным «Коммерсанта», это около 23 тысяч человек). Что делать остальным «двойникам», которые получили российское гражданство на законных основаниях, но после этой даты? У них две дороги: либо вводить в заблуждение туркменские власти, делая вид, что российского гражданства у них нет и не было никогда, — но такое поведение чревато последствиями. Либо — отказываться от российского паспорта, и тут тоже потери будут довольно чувствительны.
Отказ от российского гражданства: последствия
Чего лишаются бипатриды, которые летом 2013 года будут вынуждены отказаться от российского гражданства?
Во-первых, возможности свободно приезжать в Россию и в страны, с которыми у России безвизовый режим (это около 30 государств, в том числе Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Белоруссия, Израиль и др.). Из Туркмении, напомним, без визы можно уехать только в Турцию.
Во-вторых, возможности лечиться и учиться на территории РФ по ценам, установленным для граждан Российской Федерации.
В-третьих, приехав в Россию, бывшие наши граждане обязаны будут, как и все иностранцы, получать разрешения на временное проживание и на работу, вставать на миграционный учет. О том, как это делается в России, можно прочитать, например, в статье «Ферганы» Клетка для мигрантов, или Как получить разрешение на работу.
В-четвертых, люди лишаются даже теоретической надежды на защиту российского посольства в случае, если их права будут нарушены. Если бывший бипатрид попадет, не дай бог, в туркменскую тюрьму, то он не может рассчитывать на встречу с российским консулом. Если на него начнется атака туркменских силовиков, то он не сможет спастись в России, как Андрей Затока, а будет мыкаться в поисках убежища, — и так далее. Хотя этот пункт чисто теоретический — к сожалению, нам неизвестны случаи эффективного вмешательства российского посольства в судьбу своих граждан в Туркменистане. Напомним тут, что Туркменистан — страна культа личности, полного правового и судебного бесправия граждан, занимает самые низкие позиции в рейтингах свободы.
И все эти проблемы свалятся на десятки тысяч человек потому, что Москва решила не идти на обострение отношений с Ашхабадом. Россия последовательна в своем отказе защищать права собственных граждан в странах, богатых углеводородами.
Могут лишиться квартир
В Туркменистане уже два года приостановлен процесс приватизации жилья.
До сих пор в Туркменистане приватизировать жилье разрешалось ветеранам Великой Отечественной войны, людям, пережившим ашхабадское землетрясение 1948 года и тем, кто получил статус переселенца в Россию. Это люди, которые имеют право уехать в Россию и получить там гражданство в упрощенном порядке.
Механизм действовал так: человек подавал заявление на получение статуса переселенца в российское отделение ФМС в Ашхабаде. Приносил справку из ФМС туркменским властям, и те разрешали приватизировать жилье. После приватизации переселенцу предписывалось в течение короткого времени продать квартиру и выехать за пределы Туркменистана.
По слухам, летом 2013 года в Туркмении должны разрешить приватизацию жилья всем категориям граждан. А если не разрешат? Тогда те бипатриды, которые примут решение в пользу российского гражданства, будут вынуждены уехать из Туркменистана, «подарив» жилье государству.
Так что либо принимайте гражданство Туркменистана (очень плохое качество образования и здравоохранения, безработица, политическая несвобода) — либо уезжайте в Россию «босыми и голыми», и вы еще пожалеете о нашем «бесплатном» бензине, теплом климате и своем брошенном жилье.
Просьбы к Родине
Москва, проиграв переговоры с Ашхабадом по двойным гражданам, не спешит начинать кампанию по защите прав бывших бипатридов уже на своей территории. Мы попробовали сформулировать основные моменты, которые, как нам кажется, необходимо прорабатывать уже сейчас. Это тот минимум, который Россия должна сделать для своих граждан, чьи права она не сумела отстоять на территории Туркменистана.
1. Россия должна законодательно закрепить, что бывшие двойные граждане, проживающие на территории Туркменистана до июля 2013 года, были вынуждены отказаться от российского гражданства, а значит, оно должно быть им автоматически возвращено, если люди соберутся переехать в Россию на ПМЖ.
2. Именно потому, что отказ от гражданства был вынужденным, Россия должна разрешить бывшим бипатридам получать образование или лечение в России на тех же основаниях, что их получают российские граждане.
3. Бывшим бипатридам в отделении ФМС в Ашхабаде должны выдавать разрешения на работу в России безотносительно наличия квот.
4. Российское посольство в Ашхабаде должно выдавать бывшим бипатридам бесплатные, долгосрочные и многократные визы.
Очевидно, что для этого у Москвы должен быть пофамильный список «двойников», — а также перечень их проблем: мы перечислили лишь те, что «на поверхности». Но возможно, есть что-то, о чем мы не догадываемся.
Посольство молчит. Как всегда
После апрельского визита в Ашхабад Сергей Лавров объяснил, как Россия себе представляет защиту прав бипатридов: «У нас есть заверения со стороны Президента Туркменистана в том, что каждая конкретная проблема каждого конкретного человека будет рассматриваться и решаться таким образом, чтобы люди не чувствовали дискомфорта. После встречи с Президентом в ходе переговоров в Министерстве иностранных дел Рашид Мередов заверил нас в том, что в ближайшее время при участии Посольства России будут согласованы специальные механизмы, чтобы дело обстояло именно так».
Прошло почти два месяца, и очевидно, что российское посольство должно активно составлять списки бипатридов, приглашать их на беседы и выяснять те самые «конкретные проблемы конкретных людей». Что же мы видим на сайте посольства России в Ашхабаде?
Ничего.
Никакого информирования о проблеме, никаких призывов к бипатридам прийти и высказать свои пожелания. Сказано лишь, что бипатридов «по вопросам выезда из Туркменистана» с 14 мая принимают только по предварительной записи. Сообщение МИД РФ о том, кому все-таки дадут новые туркменские загранпаспорта, и вовсе глубоко запрятано в рубрике «пресс-релизы».
Возможно, в Туркмении работает «сарафанное радио», и некоторые бипатриды уже обо всем оповещены. Но те двойные граждане, с которыми мы разговаривали, свидетельствуют, что никто из посольства с ними лично не связывался. Проблема настолько серьезна, а бипатридов так много, что способ оповещения должен быть четким и внятным.
«Фергана» пыталась дозвониться до российского посольства. Каждый раз трубку брал человек, который представлялся «дежурным комендантом» и отказывался называть свое имя. Узнав, по какому вопросу мы звоним, он сначала просил перезвонить через полтора часа («и тогда я вас соединю с человеком, который сможет вам ответить»), а когда мы перезванивали, оказывалось, что «этого сотрудника нет на месте, и я не знаю, когда он будет». Имя неуловимого сотрудника посольства комендант тоже не назвал: «Только он сам может представиться». Возражения, что посольство — не секретная организация, что мы — граждане России, а этот телефон указан на сайте как контактный, не возымели никакого действия.
В российском посольстве не хотят говорить о бипатридах.
Людям не просто ничего официально не гарантируют — им даже не считают нужным ничего объяснять. Бипатриды будут вынуждены делать выбор гражданства в информационном вакууме — или наедине с морем сумбурной и часто ложной информации, которая гуляет по интернету. И главное — этот выбор будет делаться при полном равнодушии властей обеих стран, чье гражданство им посчастливилось когда-то получить.
Правила комментирования
comments powered by Disqus