Узбекистан по-прежнему входит в разряд стран с несвободным интернетом. Но внедрение «виртуальных приемных» президента и освобождение из тюрем ряда независимых интернет-журналистов позволили немного улучшить показатели республики в рейтинге «Свобода в Сети» («Freedom on the Net»), который ежегодно публикует американская неправительственная организация Freedom House.
Обложка доклада Freedom House
В этом рейтинге можно получить в зависимости от уровня свободы от 0 до 100 баллов, при этом 0 получает страна с наиболее свободным, а 100 – с наименее свободным интернетом.
В 2017 году Узбекистан получил 77 баллов, улучшив позиции на два балла по сравнению с прошлым годом. В профиле Узбекистана говорится о блокировке властями этой страны сайтов многих международных изданий и информагентств, включая «Фергану». Недоступна голосовая связь в мессенджерах Skype, WhatsApp и Viber, хотя власти и провайдеры отрицают их блокировку. Власти используют широкий арсенал, чтобы заставить замолчать диссидентов. Так, в прошлом году были увеличены штрафы за распространение в интернете и СМИ материалов, которые могут угрожать общественному порядку. В августе 2016-го были задержаны и допрошены свыше десятка граждан, которые комментировали и распространяли в Telegram тогда еще неподтвержденные сообщения о смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ) нередко задерживали людей, в том числе иностранцев, в чьих мобильных телефонах находили религиозные материалы. Некоторых, как, например, выходца из города Ош с российским гражданством Зухриддина Абдураимжонова и гражданина Казахстана Камала Расулова, приговорили к тюремным срокам.
Независимые интернет-журналисты в Узбекистане в текущем году, как и прежде, подвергались преследованиям, на них заводили дела по надуманным обвинениям. До сих пор остается в тюрьме Дильмурод Саидов (Сайид), который в 2009 году был приговорен к 12,5 годам якобы за вымогательство. Между тем, в сентябре 2017 года был задержан и позднее арестован 44-летний Бобомурод Абдуллаев, который сотрудничал в том числе с «Ферганой», власти обвинили его в посягательстве на конституционный строй (Freedom House не упоминает о его задержании, возможно, потому, что их нынешний обзор охватывает период с июня 2016 по июнь 2017 года).
Скорость подключения к интернету в Узбекистане остается относительно низкой. Абоненты сталкиваются с плохим качеством связи и частыми отключениями. Безлимитные тарифы, которые рекламируют все поставщики услуг, имеют ограничения. При превышении траффика скорость подключения падает практически до нуля, отмечается в отчете.
Скриншот страницы доклада Freedom House
Соседний Казахстан также улучшил свои результаты в рейтинге - с 63 баллов в прошлом году до 62-х в нынешнем. Как и Узбекистан, он отнесен к числу стран с несвободным интернетом. Авторы доклада пишут о случаях, когда власти ограничивали доступ к социальным сетям и мессенджерам в связи со значимыми политическими событиями. Так произошло, например, 16 декабря 2016 года, когда пользователи на протяжении нескольких часов не могли войти в Facebook, Instagram, YouTube как раз во время трансляции интервью опального бизнесмена и политика Мухтара Аблязова. Технический сбой – так объяснили произошедшее власти – совпал и с празднованием 25-й годовщиной независимости Казахстана.
Кыргызстан в рейтинге отнесен к странам с частично свободным интернетом. Он получил 37 баллов против 35 в прошлом году. В докладе отмечен случай, когда в июне этого года власти республики без уведомления и объяснения причин заблокировали доступ к сайту «Ферганы». Тогда же стало известно, что сотрудники правоохранительных органов возбудили уголовное дело в отношении внештатного корреспондента агентства Улугбека Бабакулова. Власти заподозрили его в разжигании межнациональной вражды.
Данных о Таджикистане и Туркменистане в докладе «Freedom on the Net – 2017» нет. Исследование проводилось в 65 странах. Почти в половине из них ситуация со свободой интернета за прошедший год ухудшилась. Лишь В 13-ти странах результаты исследования оказались незначительно лучше, чем годом ранее. Хуже всего дела со свободой интернета обстоят в Китае, Сирии и Эфиопии. Лучше всего – в Эстонии и Исландии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus