В связи с тем, что в Сирии и Ираке военные действия пошли на спад, эксперты обеспокоены тем, куда далее направят свои силы боевики.
По словам некоторых аналитиков, боевики могут направиться в страны Европы, другие говорят о том, что им интереснее ситуация в Афганистане. Местные эксперты считают, что приход этих боевиков в Афганистан представляет опасность для стран Центральной Азии, в том числе, для Кыргызстана.
Руководитель центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов отметил, что внешние факторы в целом влияют на безопасность в Кыргызстане и странах Центральной Азии:
- Мы должны понимать, что на ситуацию в Кыргызстане и в целом Центральной Азии больше оказывают влияние внешние обстоятельства. Некоторые страны ведут внешнюю политику, исходя из религии, то есть через использование ислама. Во внешней политике они используют ислам в качестве идеологического проекта. Крупные мусульманские страны конкурируют между собой, чтобы стать лидером среди других мусульманских стран.
Кроме того, во всех мусульманских странах, среди которых и те, кто себя считает светскими, исламская религия во внутренней политике – основной фактор. Мусульманские страны становятся свидетелями процесса исламизации. Исламская религия начала восприниматься не как культура, история или традиции, а как политический фактор. Ислам рассматривается как путь выхода из политического и экономического кризиса. Отсутствие реальной демократии в мусульманских странах, социальная несправедливость, экономическое, научно-техническое отставание способствуют тому, чтобы на ислам была возложена такая миссия. Вместе с тем, мусульмане рассматривают западные страны как врагов ислама и колониальную угрозу.
Маликов отметил, что ваххабизм в некоторых арабских странах используется для удержания власти. По его мнению, более того - и не мусульманские страны используют идеологию такфиризма в своих целях.
Эксперт также не скрывал опасений по поводу того, что в кыргызском обществе противоречия из-за вопросов религии могут привести к разделению мусульман на религиозных и светских:
- Еще один важный вопрос – политический ислам или политика в исламе. Сегодня нельзя рассматривать ислам отдельно от политики. Но необходимо разделять использование ислама в политических целях. Мы не сможем вычеркнуть из истории вопросы ислама и политики. Потому что в истории была такая вещь, как халифат. Это считается и системой формирования исламского государства.
Как бы государство ни старалось развивать ислам, урегулировать отношения между государством и исламом, сколько бы ни принимало документов и концепций - все остается на бумаге. Чиновники не знают, что происходит в мире, смотрят на эту проблему с советской точки зрения, тем самым окончательно деградируют. Религиозные же служители заботятся только о своих личных интересах. Нам сложно отвечать на вопросы и потребности молодых. Нам нужны философы, ученые-теологи. Необходимо восстанавливать доверие между государством и исламом, властью и мусульманами.
Специалист в области геополитики Таалатбек Масадыков отметил, что угроза распространения экстремистских групп упирается в социально-экономические проблемы:
- Опасность есть, но в этом не стоит обвинять НАТО, Америку или Россию. Главная проблема – нерешенность социально-экономических проблем. Если нет хлеба, нет работы, нет порядка на улицах, народ начинает искать справедливость. В такой момент появляются различные игроки, которые преследуют политические цели.
Различные державы по-разному смотрят на Центральную Азию, и этот регион сейчас в центре внимания. Соединенные Штаты Америки хотят вывести Центральную Азию из-под влияния России и вместе с Афганистаном перевести в фокус НАТО.
Угрозы для Центральной Азии сейчас формируются на территории Афганистана и Пакистана. Этому есть исторические причины. Если вспомним, то в 1979 году Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, тогда мусульмане объявили ему всеобщий джихад. Этот джихад поддержали все мусульманские и западные страны. В результате этой войны, начиная с 1980 года, в Пакистане, а точнее, на севере и юге Вазиристана различные племена создали лагеря беженцев. Позже эти лагеря превратились в лагеря боевиков и тренировочные площадки. В общем, в этих лагерях воспитывались талибы, а после этого и другие группы. С древних времен здесь проживали узбеки и кавказские народы.
Масадыков отметил, что лагеря беженцев не просто так превратились в лагеря для боевиков и что за этим стояли известные силы. По его словам, выходцы из этих лагерей всегда поддерживали терроризм, а в лагеря в Пакистане и Афганистане поставлялись деньги и оружие.
Эксперт напомнил, что также поддерживали и поставляли оружие организации «Исламское государство». Он отметил, что теперь этой организации будут помогать в Афганистане и что эти группы будут представлять опасность для стран Центральной Азии:
- Они считаются проектом, который постоянно перемещается из одного места в другое. Есть разные причины тому, что к таким проектам присоединяются молодые люди. Некоторые идут туда в поисках работы, других обидело государство. В основном люди ищут там справедливости. Немало и тех, кто попал туда ничего не зная. В этом вопросе, я считаю, кроется самый большой недостаток в государственных и правительственных системах. Если они на месте решали проблемы, уделяли внимание и не было коррупции, то такого бы не было. Мы сами виноваты в том, что наши граждане присоединяются к различным организациям.
В связи с тем, что средства массовой информации часто пишут о лагерях боевиков, возникает вопрос: кто поддерживает эти группы. Мамасадыков сделал свои предположения об этом:
- Воздушное пространство Афганистана в первую очередь контролируют силы НАТО. Каким образом самолеты и вертолеты, которые невозможно определить, доставляют оружие и боевиков в Афганистан? Кто это поддерживает? Я далек от мысли, что завтра эти боевики нападут на нас. Но угрозы усиливаются.
Представители наших силовых структур думают не о предупреждении этих угроз, а о своих карманах. Неужели среди них нет хороших? Есть. Но принимающие решение думают о своих карманах. Они не верят в существование таких угроз и что такие нежелательные события могут очень скоро произойти.
Эксперты поднимают также и вопросы о влиянии различных религиозных течений и групп. Вред или пользу приносят «Таблиги жамаат» и салафиты? На этот вопрос ответил Таалатбек Масадыков:
- На вопрос о том, нужны они нам или нет, я еще сам не нашел ответа. Насколько я заметил, наши силовые органы прикрывают некоторые джамааты, каждый из них поддерживает разные джамааты. Некоторые силовые структуры поддерживают «Таблиги джамаат», некоторые - салафитов. На юге, можно сказать, что властями управляют вахаббиты. У акима спрашивают, почему он не пошел на пятничный намаз, а он им еще отвечает, что пойдет на следующей неделе. Опасность есть, и она растет с каждым днем.
Эксперты высказывают и мнение по поводу религиозной политики нового президента, как он ее будет вести и поднимают вопросы об отношениях с арабскими странами. Политический эксперт Бакыт Бакетаев вот что говорит по этому поводу:
- Государственное управление со временем для решения тех или иных вопросов будет разрабатывать правила и нормы. Когда в Америке к власти пришел Трамп все боялись и вопрошали, что же будет дальше. Но после его прихода ничего сильно не изменилось, и Трамп продолжает установившуюся государственную политику. Я могу с уверенностью сказать, что с приходом Сооронбая Жээнбекова отношение государства к исламу сильно не изменится. Я с Сооронбаем Шариповичем работал в Жогорку Кенеше десять лет, и хорошо его знаю как светского человека и гуманиста. Он верующий человек, но его вера не носит фундаментального хаоактера. Поэтому, я считаю, что Кыргызстан в будущем превратится в светскую страну, где будут мирно сосуществовать представители различных религий. К примеру, я коммунист, был атеистом. Таких как я много.
Правила комментирования
comments powered by Disqus