Бывшему президенту Кырзыстана прочат место премьера или спикера парламента. Сам он открещивается.
После президентских выборов в Кыргызстане пришло время задаться вопросом — что дальше? Проблем в стране накопилось немало, и кто, а самое главное, как будет их решать? Появляются и новые правила игры, а значит и новые силы. И какое место на новом поле займет экс-президент Алмазбек Атамбаев — вопрос далеко не праздный. Покинув пост главы государства, он остается вполне авторитетным политиком.
Кончилось ваше время?
8 февраля кыргызский портал «Белый парус» опубликовал статью о возможном досрочном роспуске нынешнего созыва Жогорку Кенеша (парламент).
— Вероятно, такие настроения стали следствием прошедших президентских выборов, падения рейтинга парламента, можно даже говорить — неуклонно падающего. Правительство также теряет очки, чаяния и надежды на молодых членов кабмина потихоньку угасают, — утверждает автор публикации.
Однако он оговаривается, что извне надавить и разогнать парламент почти невозможно — не допускает Конституция страны. Тем не менее, общество ждет съезда СДПК (социал-демократическая партия Кыргызстана — прим.), на котором лидером партии должен быть экс-президент Алмазбек Атамбаев.
— Но многие не обращают особого внимания на вопрос: если даже произойдут досрочные парламентские выборы, какие силы могут войти во вновь избранный Жогорку Кенеш? — говорит журналист.
По его утверждению, сейчас в Кыргызстане нет сильной политической партии. Исключение может составить СДПК, но ее большинство населения «признает и готово поддерживать только из-за Атамбаева».
С другими партиями все еще хуже. Старые партии превратились просто в бренды.
— Их лидеры настолько увлеклись конвертацией политической репутации в реальные финансовые ресурсы, что даже забыли, зачем были созданы партии, — заявляет журналист.
А членов новых партий «объединило в свое время только стремление попасть в парламент»
Поэтому и происходят в стенах парламента перебежки из стана в стан, под покровительство более сильной фракции. Сейчас такой является СДПК, которая демонстрирует какое-то подобие монолитности. Другие фракции почти в ауте.
Журналист не исключает, что предстоящий съезд СДПК станет для нее поворотным моментом, Атамбаев «перетряхнет ее и перестроит».
Будете плохо работать — вернем Атамбаева
Одновременно часть политологов (и не только кыргызских) дружно начали высказывать мнения в том духе, что Алмазбек Атамбаев желает вернуться в большую политику либо спикером Жогорку Кенеша, либо главой правительства.
Официально информация вроде не подтверждена, но эту тему муссируют довольно авторитетные СМИ. Портал Sputnik-Кыргызстан тоже посвятил ей отдельную статью.
Авторы публикации первым делом уточнили, что по Конституции спикером Жогорку Кенеша может быть только парламентарий. При этом резерв депутатов формируется из списка кандидатов на выборах в парламент (нынешний созыв избран в 2015 году).
Атамбаева в 2015-м ни в какие списки не включали. Чтобы он стал депутатом, нужно провести новые выборы.
Парламент можно распустить, если он три раза подряд не смог сформировать правительство, либо депутаты отказали кабмину в доверии. Тогда президент решает, отправить ли премьера в отставку или назначить досрочные выборы в ЖК. Также возможен самороспуск, и то не менее двумя третями голосов депутатов.
Более вероятен приход Атамбаева на пост главы кабмина, но только если нынешнее правительство не оправдает надежд, полагают журналисты.
Всему свое время
Кыргызский политолог Шерадил Бактыгулов заметил, что Атамбаева, по его же словам, ранее никакие должности не интересовали. Президент прогнозировал, что будет выступать только в роли советника, причем неофициального.
— У него есть опыт и связи со стратегическими партнерами, и он готов поделиться этим с пятым президентом Кыргызстана, — сказал Бактыгулов.
Он отметил, что Атамбаев может участвовать в большой политике и как глава СДПК.
— После поправок в Конституцию, вступивших в силу 1 декабря 2017 года, премьер стал самостоятельнее: теперь он может увольнять министров и отзывать проект бюджета. Объем полномочий увеличился, но нельзя сказать, что премьер сильнее президента или спикер стал влиятельнее главы государства, — считает Бактыгулов.
Эксперт напомнил, что Атамбаев дважды был премьер-министром и достиг уже всех высот, поэтому вряд ли будет претендовать на высокие посты. Бактыгулов добавил, что слухи о якобы претензиях Атамбаева на роль спикера или премьера могут быть связаны с политической борьбой.
Политолог Алмаз Акматалиев не исключает, что «при определенных обстоятельствах Атамбаев может через СДПК инициировать роспуск Жогорку Кенеша», но более реальным видит приход его во власть в качестве премьера.
— Если нынешнее правительство будет добиваться успехов, то больших изменений не ожидается. Если же результатов не будет, начнется кризис, который приведет к отрицательной реакции Жогорку Кенеша. Атамбаев может стать антикризисным менеджером и сплотить страну. Но еще раз повторюсь, все зависит от правительства, — сказал Акматалиев.
Политолог Аида Алымбаева полагает, что нынешний парламент вполне устраивает всех и смысла в его роспуске нет. Она не исключает, что экс-президент станет главой правительства, чтобы не потерять влияния на политическую ситуацию в стране.
— Но вопрос в другом: насколько этого хочет внутренняя элита? Приход Атамбаева во власть вряд ли воспримут однозначно. Думаю, что он может гипотетически стать премьер-министром в течение ближайших полугода, так как сейчас во власти его назначенцы, — полагает Алымбаева.
Политолог считает, что скорее всего Атамбаев будет готовиться к очередным выборам в Жогорку Кенеш в 2020 году.
Цыплят будут считать весной
Руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев в интервью Vesti.kg заявил, что в стране скоро начнут подготовку новых изменений в Конституцию. И как раз в части парламентских выборов, поскольку система партийных списков «полностью себя дискредитировала». Одновременно предпринимаются некие шаги для сокращения полномочий президента.
Политолог напомнил, что впервые об этом заявил сам Атамбаев, но он говорил о ликвидации к 2040 году. Богатырев же считает, что это произойдет значительно раньше.
Зато у правительства появится больше возможностей — часть поправок, расширяющих полномочия премьер-министра, приняты еще в 2017 году.
— Осталось сделать только два шага: первый связан с переходом спецслужб под контроль правительства, а второй — с возвращением функции международных контактов, отношений, которые тоже были переданы президенту. Эти два шага способны окончательно поставить все на место. По крайней мере, в рамках той Конституции, которая существует, — сказал Богатырев.
Эксперт считает, что сейчас в Кыргызстане действительно пытаются инициировать досрочные парламентские выборы. Причем в этом заинтересованы и активно поддерживают идею целых три группы.
Прежде всего, это оппозиционные политики, особенно те, кто не попал в парламент. Видимо, надеются взять реванш.
Сторонники идеи есть и среди окружения Атамбаева, говорит Богатырев. Но с прямо противоположными целями — окончательно закрепить победу СДПК в парламентском формате.
Этот сценарий поддерживают и люди из окружения Сооронбая Жээнбекова. Эти надеются усилить собственное влияние как в парламенте, так и в правительстве.
— Процесс сейчас идет очень активно. Многие готовят партии к этому делу, многие записываются — им сказали, что они будут участвовать в выборах уже весной, — заявил Богатырев.
Власть придется делить
Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба, в интервью порталу Stan radar напомнил, что проблемы коррупции и неэффективности госаппарата поднимались еще во время президентской кампании.
А это значит, что потребуются механизмы независимого контроля, которые могли бы «вскрывать проблемы в обход официальных властей».
Кроме того, необходимо адаптироваться к новой системе разделения полномочий между органами власти, прописанной в конституции. Некоторые вопросы в сферах руководства силовыми структурами и внешней политикой остаются в сфере взаимодействия президента и премьера.
— Представляется, что успешное разграничение функций могло бы сильно повысить эффективность работы в 2018 году, — сказал он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus