На прошлой неделе состоялась первая за 13 лет встреча глав государств Средней Азии (за исключением главы Туркменистана). Встреча проходила без «старших братьев» - России, Китая и США. Президенты собрались для обсуждения накопившихся проблем. В зависимости от пристрастий одни комментаторы оценили встречу как прорывную демонстрацию самостоятельности и дееспособности стран Средней Азии, другие – как свидетельство того что руководство Средней Азии стремится дистанцироваться от России.
Что это значит? Отвечает главный редактор сайта StanRadar.com Григорий Михайлов.
Первое: страны Средней Азии пытаются обрести субъектность. То есть стать игроками во внешней политике, чтобы не только испытывать на себе чужое влияние, но и самостоятельно определять свою судьбу.
Толчком для встречи стало изменение внешней политики Ташкента, который отходит от изоляции и начинает активно продвигать свои интересы во вне. Узбекистану и Казахстану , как основным игрокам региона, нужно попытаться гармонизировать свои цели и совместно добиться результатов.
Второе: для России создание подобного союза выгодно и полезно. Москва будет рада, если страны региона смогут решить хотя бы часть проблем самостоятельно, без привлечения внешних ресурсов. Если страны Средней Азии наладят отношения: не будут устраивать перестрелки на границах, выключать друг другу газ, перекрывать воду, то регион перестанет быть поводом для беспокойства и соседи смогут вздохнуть спокойно.
Обсуждаемый союз не обладает реальной институциональной базой. Признаком того, что дело сдвинулось, будет создание структур, которые бы координировали работу стран региона хотя бы по отдельным направлениям. Например, восстановление единой энергосистемы или совместное решение проблемы Аральского моря.
Пока что обсуждаемый союз стран Средней Азии - лишь создание информационного повода и коллекция красивых фотографии. Как только страны перейдут от слов к делу, будет ясно, что работа началась.
Правила комментирования
comments powered by Disqus