Противостояние России с Западом «рикошетит» по Казахстану. При этом негативные эффекты конфронтации проявляются не только в сфере экономического взаимодействия. В этих условиях для обоих государств актуализируется непростая задача совершенствования внешнеполитического курса, пересмотра акцентов в информационной и идеологической сферах, считает казахстанский политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ.
- Султанбек, на очередном заседании IQ-Клуба в Астане, на котором рассматривались вопросы инфраструктурной и технологической модернизации евразийского пространства, вы высказали озабоченность по поводу того, как влияют на взаимоотношения России и Казахстана, а также на процесс евразийской интеграции, «геополитические обстоятельства». Очевидно, они заслуживают быть акцентированными еще раз…
- Да, сегодня, на мой взгляд, российско-казахстанская интеграция, цементирующая собой интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза, во многом замедляется и осложняется не только и не столько из-за несовершенства системы государственного управления в обеих странах, которые приводят к непредсказуемым «зигзагам» во взаимной торговле, особенно приграничной.
Главный барьер на пути интеграции – конфронтация России с Западом. Она рикошетом бьет по Казахстану, который в представлении западного истеблишмента является основным геополитическим союзником Российской Федерации. Арест части активов казахстанского Национального фонда, ограничение, введенное Соединенными Штатами на импорт некоторых товаров из Казахстана, – это все те же экономические инструменты давления на нашу страну, использование которых, конечно, не может нравиться казахстанской политической и бизнес-элите, что практически одно и тоже.
Многие в России уверены, что казахстанцы безусловно и массово поддерживают Россию и ее внешнюю политику. На самом деле, этот вопрос нуждается в детальном исследовании, и примитивным опросом на тему «Нравиться ли вам Владимир Путин?» в такой работе нельзя ограничиваться. В связи с этим актуализируется другая проблема – недостаточное внимание представителей российских экспертных и научных кругов к Казахстану.
Думаю, в этом контексте уместно еще раз привести тезис, который часто цитируют эксперты: «В своей политике в регионе Россия делает ставку исключительно на действующие политические режимы, предпочитая работать с ними, а не с гражданским обществом. Отсюда же и почти полное игнорирование того потенциала «мягкой силы», которым она пока обладает в регионе».
- Трудно не заметить, что поток взаимных упреков и претензий особенно активно набирает массу в последнее время. На днях казахстанский эксперт Досым Сатпаев и вовсе заявил о том, что Россия и Казахстан находятся в состоянии информационной войны. Он же в своих публикациях настойчиво проводит мысль о нецелесообразности участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Какова ваша позиция по этому поводу?
- Что касается информационной войны, то, на мой взгляд, известный казахстанский эксперт преднамеренно сгущает краски. Да, есть волна антиказахстанских публикаций, имеющих к тому же фейковый, недостоверный характер, но их появление не имеет характер политического заказа. Просто редакции СМИ решили привлечь внимание читательской аудитории новой жареной темой, вместо поднадоевших украинской и американской тематик. Это не политика, это бизнес, так сказать…
А неизбежность интеграции России и Казахстана объективно обусловлена многими факторами. Это, во-первых, самая протяженная в мире сухопутная граница двух государств и огромный потенциал приграничного сотрудничества, не реализовать который было бы преступлением. Это и общие задачи по модернизации национальных экономик.
Важный объединяющий фактор – членство обоих государств в основных военно-политических и экономических организациях, созданных и получивших развитие на постсоветском пространстве (Содружество независимых государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества).
Безусловно, нельзя игнорировать и общие задачи по укреплению региональной безопасности, совместному противодействию угрозам религиозного экстремизма и международного терроризма.
И наконец – историко-культурная общность народов, населяющих наши страны, во многом общее информационное пространство, близость менталитетов и миллионы невидимых нитей родства и дружбы между гражданами обоих государств.
Объективно и участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе: в силу своего географического расположения республика играет роль связующего моста между Европой и Азией, между Россией, Китаем и среднеазиатскими республиками.
И если Россия с учетом факторов экономического и политического характера является наиболее мощным игроком в ЕАЭС, так сказать, локомотивом евразийской интеграции, от которого зависит очень многое, то Казахстан – это душа Евразийского союза, ведь именно его президенту принадлежит инициатива создания объединения.
Однако нужно понимать, что, продвигая интеграционные процессы, игнорировать политические факторы не удастся, поскольку интеграция – комплексное понятие. Поэтому перед политическими элитами обоих государств в современных реалиях актуализируется нелегкая задача совершенствования внешнеполитического курса, пересмотра акцентов в информационной и идеологической сферах. Без этого мы будем напоминать персонажей известной басни Крылова, которые так и не смогли выработать общий алгоритм взаимодействия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus