Активизация внешней политики Республики Узбекистан, в особенности в региональном ее направлении, стала предметом пристального внимания и, как следствие, изучения для широкого спектра экспертных кругов. Какие перспективы открываются перед центрально-азиатским государством вслед за трансформацией внешнеполитической деятельности? Как оценивают и что ожидают региональные соседи и партнеры вне Центральной Азии от обновленной стратегии официального Ташкента?
Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения в рамках прошедшего 7-го мая 2018-го г. в г. Ташкент Международного круглого стола «Внешняя политика трансформирующегося Узбекистана на современном этапе: новые направления, возможности и вызовы». Организаторами мероприятия выступили:
- Центр исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент, Узбекистан);
- Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия);
- Евразийская Ассоциация Международных Исследований (г. Астана, Казахстан).
Сближение стран требует экспертного содействия
В докладе на тему «Узбекистан и Казахстан – в поиске новых форматов регионального сотрудничества в Центральной Азии», Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашевотметил, что Узбекистан и Казахстан – это две крупнейшие экономики Центральной Азии. По мнению спикера, от состояния отношений между этими двумя странами во многом зависит состояние дел в регионе в целом:
«…Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан.
Эксперт считает, что особое внимание необходимо уделить развитию торговых отношений стран:
«…Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между Узбекистаном и Казахстаном. И ключевым пунктом должны быть вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики, которые должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей, в частности, через создание условий для возникновения новых, несырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости, к примеру, в том же автопроме и т.д.»
Ощутимый вклад в развитие двусторонних отношений центрально-азиатских государств, по мнению Б. Эргашева, могут внести экспертные круги:
«…Очень сильно ощущается необходимость формирования постоянно действующей узбекско-казахской экспертно-аналитической площадки, на постоянно действующей основе, с четкой среднесрочной программой совместных исследовательских проектов и публичных мероприятий в политической, экономической и социально-гуманитарной сфере».
Разноформатные изменения во внешней политике Ташкента
«Основные направления внешней политики Узбекистана на современном этапе» – этой теме свой доклад посвятила д-р полит. наук, профессор ТашГИВ Назокат Касымова. Спикер, анализируя основные направления внешней политики центрально-азиатского государства, в контексте реализуемого курса реформ в стране, отметила, что можно выделить несколько подходов/направлений:
«…Во-первых, «секторальный» подход, предполагающий использование внешней политики как инструмента активного продвижения экономических интересов и решения вопросов безопасности. Во-вторых, «региональный» подход, заключающийся в последовательной реализации принципа «Главный приоритет внешней политики Узбекистана– Центральная Азия» через формирование новой политической атмосферы, поиск решений вопросов водопользования, границ, возобновления и расширения транспортного сообщения; дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией и другими странами СНГ, сотрудничество с основными акторами в макро-регионе (Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европы и Азии».
Н. Касымова также обратила внимание на взаимодействие компетентных узбекистанских структур с органами госвласти на местах:
«…Третий – организационный/институциональный подход, нацеленный на формирование четкой и эффективной системы межведомственного взаимодействия МИД и его дипмиссий с причастными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах и организация системной и адресной информационно-пропагандистской работы, прежде всего, в зарубежных странах, а также продвижение позитивного имиджа страны».
Адаптация эволюционировала в союзничество
Руководитель Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», канд. полит. наук, Радик Мурзагалеевпредставил участникам свой доклад на тему «Узбекистан и Россия – интенсификация политического и экономического взаимодействия на современном этапе»:
«…Переход российско-узбекского сотрудничества с внутрисоюзного на межгосударственный уровень имел свои особенности, происходил поэтапно, но прогрессивно. Уже в начале 90-ых годов Российская Федерация и Республика Узбекистан сумели безболезненно и доверительно адаптировать своё взаимодействие к изменившимся после распада СССР политическим и экономическим реалиям. Что определило дальнейший вектор российско-узбекского сотрудничества и партнёрства».
Российский представитель обратил внимание на вклад в построение тесных межгосударственных связей стран, сделанный первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым:
«…За четверть века было многое сделано для развития российско-узбекского сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, научно-технической и других областях, наработана солидная договорно-правовая база, насчитывающая более 200 документов.
Значительная заслуга в этом принадлежит первому президенту Узбекистана Исламу Абдуганиевичу Каримову, при котором был заложен прочный фундамент двусторонних связей и намечены ключевые направления межгосударственного партнёрства. Во взаимодействии с Россией Ислам Каримов придерживался восточной стратегии, взвешенной, сбалансированной, но всегда уважительно-доверительной.
В итоге адаптационная политика после распада СССР эволюционировала в союзническое взаимодействие».
Потенциал развития российско-узбекистанских отношений только начинает раскрываться
Затем Р. Мурзагалеев перечислил основные факторы, подтверждающие предыдущий тезис:
«…Во-первых. Наши государства сегодня тесно контактируют и в двустороннем формате, и на международных площадках. Можно сказать даже больше. Российская Федерация и Республика Узбекистан имеют очень близкие позиции по многим глобальным и региональным проблемам (борьба с терроризмом в Сирии, Афганистане), что позволяет нам мобильно, а главное эффективно координировать общие усилия в международных организациях, таких как ШОС. Стоит отдельно отметить, что с приходом к власти Шавката Мирзиёева возросла роль Узбекистана по ряду направлений сотрудничества в рамках СНГ.
Во-вторых. По итогам последних лет Российская Федерация была и остаётся одним из ведущих экономических стран-партнёров Узбекистана, на неё приходится около 20% внешнеторгового оборота республики. Объем российских инвестиций в экономику Узбекистана за последние пять лет превысил 6 миллиардов долларов. На территории республики успешно ведут бизнес более 900 компаний с участием российского капитала.
В-третьих. Приоритетным направлением российско-узбекского взаимодействия является сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. Значительный интерес обе стороны демонстрируют к развитию сотрудничества в области образования».
Присутствие Китая в Центральной Азии должно быть ограниченным
Светлана Кожирова, д-р полит. наук, профессор Института дипломатии Академии государственного управления при президенте Казахстана, председатель Евразийской Ассоциации международных исследований выступила следующей с докладом на тему: «Китайский фактор во внешней политике Республики Казахстан». В частности, спикер отметила, что с китайским фактором в Центральной Азии «уже нельзя не считаться»:
«…Это – реальность, с которой нам нужно научиться не только жить, но и адекватно реагировать на нее. Именно поэтому, во-первых, для стран региона выгодна та стратегия, которая предусматривает, с одной стороны, использование растущего интереса (прежде всего, экономического) Китая к региону в интересах национальных экономик, а с другой – создание условий, обеспечивающих в стратегической перспективе ограниченное присутствие Китая.
Эксперт убеждена, что в данном контексте возрастает роль исследовательской деятельности:
«…Государствам Евразийского пространства, как ближайшим соседям и стратегическим партнерам Китая, необходимо «держать руку на пульсе». А это возможно лишь при комплексном и постоянном изучении тех процессов, которые происходят в современном Китае. С сожалением приходится констатировать, что ни в одном из государств региона такие исследования в полном объеме и на должном качественном уровне не проводятся».
Развитие взаимодействия с ЕАЭС имеет ряд преимуществ для Узбекистана
Следующим выступил представитель Белоруссии Алексей Дзермант – научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, редактор портала СОНАР-2050. Свой доклад спикер посвятил теме «Евразийский интеграционный проект и Узбекистан на современном этапе и в перспективе»:
«…Евразийский экономический союз доказал свою эффективность, товарооборот между странами-участниками ЕАЭС показывает стабильный рост. Идет постоянная работа по снятию существующих барьеров и ограничений. В этой связи, ЕАЭС может быть интересен для Узбекистана и как большой рынок для его продукции и как рынок труда в рамках реализации свободы перемещения рабочей силы. В связи с планами Узбекистана развивать ИТ-технологии ЕАЭС может также предложить совместное развитие цифровых платформ и в целом ИТ-сектора, как, например, это сделано в белорусском Парке высоких технологий».
Эксперт также затронул инфраструктурные преимущества диалога с интеграционным объединением:
«…В ЕАЭС разрабатывается единая транспортная стратегия, которая может быть интересна Узбекистану, в том числе, в контексте китайского проекта «Один пояс - один путь». Страны-участники ЕАЭС намерены выстраивать общую стратегию в этом отношении. Эта стратегия необходима для отстаивания национальных интересов перед КНР и ЕС».
С заключительным словом выступили - представитель Казахстана Зиябек Кабульдинов – д-р ист. наук, директор Института истории Академии наук Республики Казахстан, а также представитель от России – Радик Мурзагалеев, который на узбекском языке поблагодарил соорганизаторов и участников за плодотворную работу международного круглого стола.
В целом, международный круглый стол достиг поставленных целей – произошел профессиональный обмен мнениями между политологами стран постсоветского пространства по вопросам реализации внешней политики Узбекистана на современном этапе, его направлений, целей, подходов и возможностей. Помимо этого, участники смогли обсудить ряд актуальных вопросов международной и региональной повестки дня.
Участники международного круглого стола уверены в том, что проведение таких экспертно-аналитических мероприятий, с участием специалистов – международников, политологов, политэкономистов, журналистов различных стран способствуют формированию постоянно действующих экспертно-аналитических площадок межгосударственного и регионального характера, что создает основу для серьезных дискуссий и обсуждений по важнейшим вопросам межгосударственных отношений.
Правила комментирования
comments powered by Disqus