Члены 52% таджикских семей, по данным соцопросов, по меньшей мере один раз выезжали на заработки за рубеж, при этом 98% трудовых мигрантов из Таджикистана работают в России. Такие данные привела директор исследовательского Центра «Шарк», кандидат исторических наук Саодат Олимова в докладе «Молодежь Таджикистана и миграция: намерения, возможности и перспективы» на международном круглом столе «Свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС как пространство новых возможностей» в Оренбурге.
Сейчас, по данным исследовательницы, 38% домовых хозяйств имеют одного или нескольких работников за пределами республики. При этом доля легальных мигрантов в России увеличилось до 77%.
«Миграция из Горного Бадахшана, как правило, носит долговременный характер (более двух лет), а из Согдийской, Хатлонской областей и районов республиканского подчинения миграция является сезонной, циркулярной, на 6-10 месяцев в году с возвращением на зиму домой», — цитирует доклад Олимовой агентство «Азия-плюс». Это объясняется транспортной доступностью и экономическим положением регионов. Горно-Бадахшанская автономная область на юго-востоке Таджикистана — один из беднейших регионов республики с высокими показателями безработицы. Как отмечалось в материале BBC 2015 года, денежные переводы для многих семей на Памире являются основным и практически единственным источником дохода. При этом из-за отдаленности от центра и нехватки земель цены здесь в два раза выше, чем в других регионах Таджикистана. Многие уехали оттуда еще во времена гражданской войны и получили российское гражданство.
Саодат Олимова в своем докладе сделала вывод, что миграционные потоки «являются одним из самых мощных факторов, связывающих два государства» — Россию и Таджикистан. Вместе с тем, отметила она, положение таджикских трудовых мигрантов в России ухудшилось, резко выросло число депортаций за нарушения миграционного законодательства.
На круглом столе отмечалось увеличение числа трудовых мигрантов из стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), которые имеют преимущества по сравнению с гражданами других государств, например, могут работать без разрешений (патентов), сдачи экзаменов на знание государственного языка, пользуются правами на учет трудового стажа для целей соцобеспечения, на бесплатное оформление полиса медицинского страхования. Так, за последние пять лет число мигрантов из Кыргызстана в России увеличилось в пять раз. Эксперты полагают, что миграционные потоки и дальше будут увеличиваться за счет мигрантов из стран-участниц ЕАЭС. Отметим, что президенты Кыргызстана и России договорились об амнистии работающих на территории России киргизских трудовых мигрантов. Ранее аналогичная амнистия прошла для граждан Таджикистана — с конца марта по конец апреля 2017 года были амнистированы более 122 тысяч трудовых мигрантов.
Наибольшее количество мигрантов приезжает на заработки в Москву. В 2017 году они пополнили бюджет Москвы на 15,7 млрд рублей ($277 млн) за счет покупки трудовых патентов, а за пять месяцев 2018 года — на 7,7 млрд рублей ($122,6 млн), на 20% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В 2017 году российский бюджет получил от мигрантов более 160 млрд рублей (почти $2,8 млрд). Работающие в России легальные таджикские мигранты получают в среднем 27,9 тыс. рублей, а нелегальные мигранты из Таджикистана — 25,1 тыс. рублей. Это самые низкие зарплаты среди зарплат всех иностранных граждан, приезжающих на заработки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus