Приграничные с Туркменией афганские районы превратились в зону ожесточённых боевых действий. Ряд уездов перешли под полный контроль талибов и других экстремистских группировок. Некоторые источники сообщают о столкновениях на границе и гибели туркменских пограничников, хотя в Ашхабаде эту информацию опровергают.
В РЕЗУЛЬТАТЕ перестрелок на туркмено-афганской границе погибли 25 пограничников. Такую тревожную новость обнародовало в начале июля радио «Азатлык» — туркменское подразделение радио «Свобода». Вещание этого СМИ в стране запрещено, однако редакции, имеющей разветвлённую сеть информаторов, удаётся сообщать о событиях, не афишируемых официальными изданиями.
По данным журналистов, столкновения начались после попытки группы вооружённых наркоторговцев пересечь туркменскую границу на участке Серхетабад (бывш. Кушка) — Тахта-Базар в Марыйском велаяте (области). Первоначально в перестрелке погибли трое военнослужащих. После того как к погранотряду прибыло подкрепление, бой возобновился с новой силой. В ходе шестичасового противостояния, сообщает издание, погибли 25 и были ранены десятки пограничников.
Реакция туркменских властей была почти мгновенной, хотя обычно в Ашхабаде игнорируют публикации запрещённых СМИ. Представитель Государственной пограничной службы Байли Атаев заявил, что боестолкновений на границе не было с начала года, равно как и потерь среди военнослужащих. «Ситуация на туркмено-афганской границе остаётся стабильной», — добавил он, назвав сообщение «Азатлыка» абсолютно недостоверным.
Впрочем, автоматически доверять официальной версии также не следует. Особенностью информационной политики Ашхабада является замалчивание любых проблем: будь то социально-экономические или внешнеполитические. За все последние годы чиновники и проправительственные СМИ (а других в стране попросту не регистрируют) не признали ни одного инцидента на границе, хотя о боестолкновениях неоднократно сообщали зарубежные, в том числе афганские, издания.
Поэтому судить об истинной картине событий можно, лишь опираясь на косвенные источники. Последние же свидетельствуют о довольно напряжённой ситуации. Во-первых, в середине июня в Туркмении произошли перестановки в руководстве силовым блоком. Во время заседания Совета безопасности, посвящённого итогам работы за первые пять месяцев года, президент страны Гурбангулы Бердымухамедов выразил недовольство деятельностью некоторых подчинённых. В результате министр национальной безопасности Доврангельды Байрамов был отправлен в отставку и понижен в звании с формулировкой «за серьёзные недостатки, допущенные в работе». Тогда же сменилось руководство министерства обороны и Государственной пограничной службы.
Во-вторых, в последние недели резко возросла интенсивность боестолкновений в приграничных с Туркменией провинциях Афганистана — Фарьяб, Бадгис и Джаузджан. Начатое в апреле общее наступление «Талибана»* затронуло их самым непосредственным образом. В ночь на 20 июня боевики одновременно атаковали несколько армейских постов в уезде Мургаб провинции Бадгис, а затем захватили военную базу. В ходе столкновений погибли по меньшей мере 30 военнослужащих. Тогда же ожесточённые бои развернулись в соседнем уезде Абкамари. Отметим, что именно эти районы прилегают к участку туркменской границы, на котором, если верить СМИ, и произошёл упомянутый выше кровавый инцидент.
Не лучше ситуация в соседних регионах. В Фарьябе под почти полный контроль боевиков перешли 5 из 12 уездов. Кроме того, ими была захвачена стратегически важная автомобильная дорога, связывающая два административных центра: города Меймене (провинция Фарьяб) и Шибарган (провинция Джаузджан). Лишь 30 июня афганские силы безопасности, стянув дополнительные силы, смогли разблокировать трассу, но обстановка там по-прежнему неспокойная.
Помимо талибов, всё большую активность в регионе проявляют боевики, воюющие под флагом «Исламского государства»*. Их опорной базой является уезд Дарзаб в провинции Джаузджан. В первых числах июля стало известно о начале операции афганского спецназа против окопавшихся там экстремистов, однако сведений о крупных успехах оттуда пока не поступало. Нередки и столкновения между различными группировками боевиков. В июне крупные бои между «Талибаном»* и ИГ* произошли в непосредственной близости от туркмено-афганской границы.
Боевые действия привели к массовому бегству мирного населения — в основном проживающих в Афганистане этнических туркмен. Так, граничащий с Туркменией уезд Давлатабад провинции Фарьяб покинули сотни семей.
Дестабилизации обстановки способствуют и разногласия внутри правящей элиты. 2 июля бойцами афганского спецназа был задержан Низамуддин Кайсари — начальник полиции уезда Кайсар (провинция Фарьяб) и ближайший соратник первого вице-президента страны Абдул-Рашида Дустума. Последний вступил в конфликт с президентом Ашрафом Гани и уже долгое время находится за пределами Афганистана. Арест Кайсари многие связывают с желанием надавить на Дустума, объявившего о переходе в оппозицию. Эти события вызвали массовые беспорядки. 4 июля в городе Меймене прошла многочисленная демонстрация, участники которой требовали освобождения Кайсари и предприняли попытки захвата правительственных учреждений. В ходе столкновений погибли несколько человек.
Таким образом, положение в северных районах Афганистана накаляется. А это создаёт серьёзную угрозу безопасности соседней Туркмении, как бы ни пытались её власти замалчивать острые проблемы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus