В Киргизии увеличилось число граждан, живущих за чертой бедности. В некоторых регионах отмечен, без преувеличения, взрывной рост доли малоимущих. Это вынуждена признать даже официальная статистика, традиционно преуменьшающая масштаб социальных проблем.
ИНФОРМАЦИЯ об уровне бедности в Киргизии за прошлый год была обнародована в июне. Данные свидетельствуют о нарастании негативных тенденций в социально-экономической сфере. Согласно подсчётам Национального статистического комитета, доля малоимущих граждан увеличилась с 25,4 до 25,6 процента. В абсолютных цифрах армию бедняков пополнили 40 с лишним тысяч человек, а её общая численность достигла 1,6 миллиона.
В разрезе регионов ситуация складывается неравномерно, но обеднение затронуло большую их часть. В Баткенской области уровень бедности вырос с 37 до 40,5 процента, в Таласской — с 18,1 до 20,7, в Чуйской — с 30,3 до 33,3, в Оше — втором по величине в городе Киргизии — с 24,6 до 33,5 процента. Наиболее сильно отрицательная динамика проявилась в столице. Доля бишкекчан, проживающих за чертой бедности, увеличилась с 9,8 до 15,9 процента. Тем не менее больше всего от материальной нужды страдает сельское население. 78 процентов всех бедных в республике — это жители сёл.
Необходимо обратить внимание ещё на одну проблему — рост зависимости благосостояния граждан от денежных переводов. По сути, работающие в России и Казахстане трудовые мигранты спасают Киргизию от краха. Что неудивительно: объём высылаемых ими денег (2,5 миллиарда долларов в прошлом году) больше, чем весь государственный бюджет страны. По данным официальной статистики, в случае исчезновения этого источника уровень бедности в республике автоматически подскочил бы с 25 до 34 процентов, а в ряде регионов и того больше. Например, в Баткенской области — с 40 до 60, в Ошской — с 14 до 33, в Джалал-Абадской — с 32 до 43 процентов. Эти три южные области являются основными источниками трудовой миграции.
Однако, как уже отмечала «Правда», официальная статистика уровня жизни в Киргизии отличается большой условностью. В качестве порога бедности используется искусственно заниженный показатель. В прошлом году он составил 2674 сома (2400 руб.) в месяц на человека, что почти в два раза меньше прожиточного минимума. Черта крайней бедности ещё ниже — 1456 сомов (1300 руб.) в месяц. Как признала недавно в одном из интервью бывший министр труда и социального развития Назгуль Ташпаева, подсчёт уровня бедности базируется на методике, выгодной государству, и не даёт реальной картины.
На публикуемые государственными органами цифры сильно влияет политическая конъюнктура. Например, в преддверии президентских выборов 2017 года власти объявили об уменьшении уровня бедности с 32 до 25 процентов, хотя объективных условий для этого не было. Не исключено, что теперь чиновники «подчищают» слишком уж явные прошлогодние приписки.
Судить об истинной глубине социальных проблем в стране позволяют другие показатели. Например, из 1,5 миллиона детей в возрасте 5—17 лет вынуждены работать 580 тысяч, или 39 процентов. Из них 276 тысяч, согласно исследованиям, заняты опасным трудом, угрожающим здоровью. Главная причина использования детского труда — именно бедность, справиться с которой власть не может уже почти 30 лет. Капитализм консервирует отсталость в Киргизии, и надежд на решение социальных проблем в обозримом будущем, к сожалению, нет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus