16 июня в Фергане состоялась встреча премьер-министров Узбекистана и Таджикистана Абдуллы Арипова и Кохира Расулзада. В числе прочего,главы правительств обсудили ход подготовки к предстоящей узбекско-таджикской встрече на высшем уровне.
Визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Ташкент запланирован на август. В этом же месяце таджикский лидер посетит Азербайджан и Туркменистан.
По итогам госвизита в Узбекистан ожидается подписание солидного пакета соглашений и договоров, в том числе договора о стратегическом партнерстве. В рамках госвизита в Ташкенте состоится совместный гала-концерт мастеров искусств двух стран, сообщает информационная служба правительства Таджикистана.
Также ожидается, что в ходе визита Рахмона, Таджикистан и Узбекистан окончательно снимут все спорные вопросы по единственному оставшемуся на сегодня несогласованным участку на границе. Он расположен на стыке границ Согдийской области Таджикистана и Сырдарьинской области Узбекистана.
О предстоящей встрече лидеров двух центральноазиатских стран поделился своим мнением узбекистанский политолог, директор научного учреждения «Караван знаний» Фархад Толипов.
Какие вопросы, на ваш взгляд, станут основными на повестке дня?
Я думаю, будет обсуждаться весь спектр актуальных вопросов двусторонних отношений. Но основными, на мой взгляд, будут вопросы торговли, экономического сотрудничества, инвестиций.
Кроме того, замечу, что отношения Узбекистана со всеми соседними по региону странами (за исключением Таджикистана) подняты на уровень стратегического партнерства, что закреплено в соответствующих договорах. Было бы логичным и своевременным ожидать принятие аналогичного документа, поднимающего узбекско-таджикские отношения на уровень стратегического партнерства. Это символизировало бы очередной крупный успех политики Мирзиёева в регионе Центральной Азии.
Ситуация на границе, вопросы безопасности, водная проблематика - будет ли уделено внимание этим проблемам, и насколько назрела необходимость их разрешения?
Все эти вопросы, разумеется, актуальны. Их решение, на самом деле, уже началось благодаря новой политике Президента Узбекистана в регионе Центральной Азии. Наметилось подписание соглашения о делимитации участка границы, который оставался не урегулированным. Вместе с тем, водная проблематика все еще остается сложной. Если раньше многие связывали ее с отсутствием политической воли для ее разрешения, то теперь не до конца прояснены некоторые аспекты строительства гидроэнергетических сооружений в высокогорной местности, касающиеся последствий этого строительства для стран низовья реки Амударья. В этом вопросе важно, чтобы процесс урегулирования был транспарентным с участием экспертов и общественности.
Таджикистан и Узбекистан открыли рекордное количество пунктов пропуска через государственную границу. Какие меры следует предпринять странам, чтобы обеспечить национальную безопасность?
Эти меры стандартные и общеизвестные: повышение качества пограничного контроля; совершенствование таможенных процедур; улучшение фитосанитарного контроля и т.п. Но кроме этих стандартных мер, важно также развивать новую систему мер доверия в зоне границ, наладить регулярные встречи официальных лиц и пограничных служб двух государств, создать модернизированную систему совместного мониторинга проблем и ситуаций, касающихся области вызовов и рисков.
Таджикистанский «Ориёнбанк» и китайская компания Heaven Springs Dynasty Harvest Group договорились о коммерческом использовании вод Сарезского озера с целью продажи бутилированной воды. Как это решение может отразиться на взаимоотношениях Таджикистана и Узбекистана?
Слухи о продаже воды Сарезского озера Китаю вызывают неоднозначные оценки. Мне кажется, соответствующее решение содержит в себе определенные вызовы не только для Узбекистана, но и самого Таджикистана, связанные с увеличением антропологического фактора в районе озера. Поэтому важно, чтобы и в этом вопросе была полная ясность и сам процесс был тоже транспарентным.
Правила комментирования
comments powered by Disqus