В Кыргызстане «гражданский сектор должен занимать позицию «сторожевого пса». Мы озвучиваем не всегда приятные вещи. Акцентировать внимание на проблемах и критиковать имеющиеся недостатки системы - это часть нашей работы», сказал координатор Гражданского союза «За реформы и результат» Тимур Шайхутдинов в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: В Кыргызстане прошла серия скандалов вокруг иностранных кредитов (авария Бишкекской ТЭЦ, сомнительные траты на прокладку дороги «Север-Юг», частичное разрушение школы в Бишкеке, построенной год назад на деньги Китая, ремонт дорог в столице… и т. п.). Почему система получения кредитов и отбора проектов непрозрачна? Кому это выгодно?
- За «закрытостью» может скрываться определенная коррупционная составляющая и желание определенных должностных лиц что-то получить с этих кредитов.
Долгое время люди, которые занимаются мониторингом внешней помощи, не могли найти соглашения по кредитам. В последнее время под нажимом гражданского общества некоторые документы стали доступны. У этой положительной, на первый взгляд тенденции есть два серьезных недостатка.
Первый – это происходит постфактум, то есть это уже подписанные или даже реализованные соглашения. Второй – это явно не вся документация по проектам, которые имеют государственное значение.
StanRadar.com: Какие риски, помимо экономических, несет такая закрытость системы?
- Вопрос выделяемых кредитов имеет политическую подоплеку. Потому, что возвращать взятые кредиты будут не чиновники, которые их брали, а население. Налогоплательщики. То есть мы с вами.
По опыту других стран, которые брали в долг и не могли вовремя вернуть взятые деньги, расплачивались землей, полезными ископаемыми. А страна-кредитор, таким образом, может влиять на внутреннюю политику страны-должника. Эти риски могут оказаться актуальными для Кыргызстана через некоторое время.
StanRadar.com: Как можно изменить систему?
- Нужна прозрачность работы на всех этапах. На стадии обсуждения инициативы общественность, журналисты, политические игроки и гражданские активисты должны иметь возможность озвучить свое мнение. В том числе и критические замечания, если они есть.
Далее, нужно обязательно усиливать парламентский контроль за реализацией соглашений и параллельно вести мониторинг со стороны представителей гражданского общества.
Подчеркиваю, что это нужно начинать делать не после того, как соглашение по проекту подписано, а до.
StanRadar.com: Как предлагаемые Вами меры могут выглядеть на практике?
- Во-первых, нужно исключить возможность засекречивания так называемой «сопутствующей документации», которая часто сопровождает крупные договоры. Например, дополнительные протоколы или технические документы.
Во-вторых, нужно ввести многоуровневую экспертизу. Эта процедура должна касаться всех проектов и быть не формальным, а обязательным этапом перед утверждением соглашения. Крупные проекты должны быть предметом для широких консультаций.
Это те меры, которые нужно предпринять здесь и сейчас. В долгосрочной перспективе необходимо решить несколько стратегических задач.
Для начала – обеспечить подготовку специалистов, которые могли бы давать объективную оценку важных для Кыргызстана соглашений с инвесторами и наращивать потенциал уже имеющихся экспертов, которые занимаются мониторингом внешней помощи.
Нужно помогать таким людям и организациям, чтобы они могли работать регулярно и повышать свой профессиональный уровень.
В идеале, гражданский сектор должен занимать позицию «сторожевого пса». Мы озвучиваем не всегда приятные вещи. Акцентировать внимание на проблемах и критиковать имеющиеся недостатки системы - это часть нашей работы.
Однако только мониторинга со стороны гражданского общества недостаточно. Нужно усиливать парламентский контроль. Сейчас важно преодолеть имеющиеся политические тренды и создавать благоприятные условия для работы парламента в этом направлении. Пока все упирается в отсутствие в законодательном органе системной оппозиции, а также инертность его аппарата.
Важно критично относиться к спущенным сверху соглашениям, а не ограничиваться формальными обсуждениями. Нужно, чтобы парламентарии не просто участвовали в процессе обсуждения, но и несли политическую ответственность за соглашения, к которым присоединяется Кыргызстан.
Читайте также:
Правила комментирования
comments powered by Disqus