Китайские кредиты привлекательны своей доступностью – большую сумму можно получить быстро и легко., - директор общественного фонда «Наш век» Чинара Айтбаева уже много лет занимающаяся мониторингом кредитов, которые берет Кыргызстан, рассказала StanRadar.com о ситуации с долговой нагрузкой в стране.
StanRadar.com: Почему система выделения международных кредитов в Кыргызстане непрозрачна?
Обсуждение кредитного портфеля должно происходить каждые полгода. Сам процесс предусматривает встречи кредиторов или доноров и представителей межведомственных рабочих групп.
Граждане Кыргызстана в дискуссии не участвуют. Эта закрытость порождает сомнения. А сомнения – предсказуемое недовольство.
Чтобы избежать возникновение негатива международные финансовые институты настаивают на общественном обсуждении инициированных проектов. Это одно из условий их работы со странами, претендующими на выделение средств. С китайскими проектами в Кыргызстане все иначе.
КНР отдают проекты «под ключ». Они не обсуждают свои дела ни с кем: ни с госорганами страны-партнера, ни с общественными организациями. Не говоря уже про открытые общественные слушанья.
Когда я спрашивала у представителей Минэнерго и Минтранса почему китайские кредитодатели являются исключением из правил, они ответили, что КНР работает только по своим условиям и ни на какие иныенаши условия не соглашаются. По их словам, инвесторы из КНР сами скованны условиями типовых соглашений и не хотят отступиать от них ни на шаг.
StanRadar.com: То есть, кредитодатели говорят: «не хотите брать деньги на наших условиях – не берите». Это логично. Но почему Бишкек соглашается на такое?
Кыргызстан не может не брать деньги в долг. Китайские кредиты привлекательны своей доступностью – большую сумму можно получить быстро и легко. Но в этом и заключается трудность.
При этом китайские кредиты, особенно те что выделяет Эксимбанк, невыгодны Кыргызстану. Они выгодны только Китаю, причем по многим пунктам. Китайская сторона сама прописывает нормы, сроки, условия, гарантии. А Бишкек на это бездумно соглашается.
Мы это поняли, когда стали запрашивать ТЭО (технико-экономическое обоснование – прим StanRadar.com) по энергопроектам, которые реализовывали китайские партнеры в Кыргызстане. Когда мы обратились к депутатам, которые ратифицировали соглашения оказалось, что нужной документации у них нет. Мы обратились к энергетикам. Нам отказали, заявив, что это, якобы, частная информации.
Напрашивается вывод: либо ТЭО не было совсем, либо его нарисовали на скорую руку. Эту практику необходимо искоренять.
StanRadar.com: Что произойдет, если в Кыргызстане работа с кредиторами продолжится по прежней схеме?
С 2018 года Кыргызстан начинает выплачивать не только проценты по взятым у Китая кредитам. Теперь к ним присоединятся и выплаты по основной сумме долга. С этого года львиная доля бюджета уйдет на погашение обязательств по взятым кредитам – это около 25 млрд. сомов. Прибавьте к этому дефицит бюджета – более 20 млрд сомов. Получается, что средств на выплату защищенных статей практически не остается. А развивать экономику с дырявым бюджетом не предоставляется возможным.
Если в течение двух лет не произойдет экономического чуда, то текущие экономические трудности Кыргызстана покажутся пустяковыми.
С одной стороны, я понимаю правительство – они пытаются всеми возможными и невозможными способами пополнить бюджет. Но выбирают для этого уж очень непопулярные меры, которые вряд ли окажутся эффективными.
StanRadar.com: Так может быть лучше не брать в долг?
Китай создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Кыргызстан еще не брал кредиты в этой организации, но собирается.
Но возможно, если эта международная финансовая структура поставит одним из условий сотрудничества проведение общественных обсуждений, то она сможет спасти заемщиков от их самих.
StanRadar.com: Что можно сделать, чтобы избежать надвигающегося кризиса в Кыргызстане?
Мы предлагали Правительству Кыргызстана альтернативные пути выхода их кризисной ситуации.
«Ежегодно Кыргызстан вынужден брать внешние заимствования на около полумиллиарда долларов США. Дефицит бюджета республики составляет около 300 млн. долларов США. Обязательства Кыргызстана (включая кредиты и гранты) перед донорами составляют около девяти миллиардов долларов США. Такими темпами через 5 лет Кыргызстан может оказаться в необратимой зависимости от других стран и доноров.
Если каждый гражданин или миллион трудоспособных граждан приобретут государственные ценные бумаги на 1000 долларов в год под 3% годовых в течении пяти лет (кредиты у Китая Кыргызстан берет от 2% и более годовых), то собранный миллиард в год поможет выплатить внешний долг за 5 лет, а через 10 лет Кыргызстан сможет сам выдавать займы другим странам (расчеты и варианты необходимо рассчитать совместно с межведомственной рабочей группой, мы предлагаем создать такую рабочую группу).
Мы считаем необходимым выпуск государственных ценных бумаг и провести широкомасштабную информационную кампанию по всей стране».
Это предложение мы передали Аппарату правительства Кыргызстана. Пока не знаем, прислушаются ли к нам.
Справка StanRadar:
В 2017 году на обслуживание государственного внешнего долга Кыргызстан потратил 157,3 млн долларов. На конец 2017 года госдолг Кыргызстана в два раза превышал общий объем международных резервов страны.
Читайте также:
- Сложнее воровать: Почему в Кыргызстане тратят кредиты без общественного обсуждения?
- Как побороть коррупцию и воровство в Кыргызстане?
Правила комментирования
comments powered by Disqus