«Сам бог велел объединяться»
Еще одним активным сторонником центральноазиатской интеграции является казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев.
— Нам сам бог велел объединяться. 55 млн населения, нет языковых барьеров, взаимодополняемые экономики, находимся на одном пространстве, есть транспортные связи, энергетические. Что еще надо? Мы уважаем друг друга. Население от этого только выиграет, — заявил Назарбаев в одном из своих интервью.
Сторонники интеграции нередко приводят в качестве аргумента расчеты ООН. Согласно им кооперация стран ЦА позволила бы удвоить суммарный ВВП в течение всего 10 лет за счет более эффективного использования ресурсного потенциала.
Отметим, что «Средняя Азия» является географическим термином, которым обозначается территория бывшего Русского Туркестана. Впоследствии там были образованы четыре советские республики — Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР.
Казахстан исторически не был включен в Среднюю Азию, но в 1991 году на саммите стран региона Нурсултан Назарбаев предложил называть все постсоветские страны этого региона Центральной Азией. При этом с географической точки зрения ЦА не ограничивается территорией пяти бывших советских республик.
Как пояснил Лукьянов, вопрос о том, в каком направлении развиваться региону — вместе с Россией, с Китаем или самостоятельно, — является поводом для дискуссий с самого начала 1990-х. Первым интеграционным проектом для Средней Азии стало Соглашение об общем экономическом пространстве, подписанное в 1994 году главами Узбекистана и Казахстана.
Вскоре к договору присоединился Кыргызстан. Партнеры планировали не ограничиваться сотрудничеством в экономической сфере. Речь шла об учреждении Совета министров обороны трех стран.
Однако намерения так и остались на бумаге. Вместо этого в 2002 было учреждено Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС). В объединение вошли Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. В 2004 году к ЦАС присоединилась Россия. Соответствующий протокол был подписан Владимиром Путиным на саммите организации в Душанбе. Уже через год страны-участницы приняли решение объединить ЦАС с Евразийским экономическим союзом.
Туркмения предпочла остаться в стороне от интеграционных процессов в регионе. Ее руководство не намерено отступать от положения о внеблоковом статусе, закрепленного в Конституции страны.
В настоящее время Ашхабад также не проявляет интереса к инициативам соседей по объединению в союз
Впоследствии интеграционные инициативы наталкивались на сопротивление со стороны Ташкента. В апреле 2008 года Ислам Каримов заявил, что для Узбекистана неприемлема идея создания Союза центральноазиатских государств, которую давно вынашивают в Казахстане.
— Для нас эта инициатива неприемлема — хочу это раз и навсегда заявить, чтобы не было никаких спекуляций по этому поводу, — подчеркнул тогда узбекский лидер. И добавил, что говорить о создании такого союза не приходится из-за разного уровня развития стран региона.
Союз против Евразийского?
Как объяснил Григорий Лукьянов, на протяжении долгого времени у Центральной Азии не было большого выбора в связи с тем, что все выстроенные в советское время торговые пути и инфраструктура были замкнуты на маршрут юг—север. То есть альтернатив интеграции с Россией просто не существовало.
— Именно это стало причиной распада Центральноазиатского союза. Сегодня появились новые экономические основания. Регион уже значительно нарастил связи с Китаем, имеется и потенциал развития отношений с мусульманскими странами юга. Но идея создания нового союза вступает в противоречие с ЕАЭС, — подчеркнул эксперт
Похожей точки зрения придерживается и Максим Вилисов. По его мнению, интерес стран Центральной Азии к взаимной интеграции связан, в частности, с тем давлением, которому сегодня подвергается Россия со стороны Запада. Свою роль играет и Китай, развивающий масштабные инфраструктурные проекты в регионе
— Все это рождает сомнения у российских партнеров, которые начинают задумываться об альтернативах ЕАЭС. Однако когда эти факторы будут преодолены, ЕАЭС может выйти уже на принципиально новый уровень, — пояснил эксперт.
По словам Лукьянова, несмотря на то что странам Центральной Азии удалось отчасти снизить уровень взаимных противоречий, говорить о создании полноценного экономического союза в регионе пока рано
— Сегодня этот вопрос имеет под собой определенную популистскую подоплеку и всегда будет находить поддержку в кругах сторонников цивилизационного расхождения с Россией. Но для фактической реализации странам придется преодолеть очень много юридических и технических препятствий, — подвел итог эксперт.
Читайте также: Идея союза республик Центральной Азии противоречит ЕАЭС Часть 1
Правила комментирования
comments powered by Disqus