В Кыргызстане вновь обсуждают закон «О гарантиях деятельности президента КР», согласно которому бывший президент обладает неприкосновенностью. Некоторые депутаты предлагают изменить статьи касательно президентского иммунитета.
Еще в мае депутат от партии «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев, бывший председатель Партии коммунистов Кыргызстана, предложил убрать из закона статью, согласно которой бывшего президента нельзя привлечь к уголовной и иной ответственности. По его словам, его побудило сделать это авария на Бишкекской ТЭЦ, когда в январе треть города осталась без тепла на несколько дней. В ходе расследования выяснилось, что капитальный ремонт ТЭЦ обошелся в 386 млн. долларов, при этом кредит на модернизацию был взят у Китая, а стоимость проекта завышена.
По обвинению в коррупции уже арестованы и находятся под стражей бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, несколько высших чиновников. По мнению И. Масалиева, бывший президент Алмазбек Атамбаев тоже имеет отношение к данному делу и должен быть привлечен к ответственности. Необходимо отметить, что рамках развернутой нынешним президентом Сооронбаем Жээнбековым антикоррупционной кампании в розыске находится еще один бывший премьер-министр Омурбек Бабанов, несколько высших чиновников и депутатов.
Есть мнение, что президент преследует бывших соратников и политических оппонентов, согласно другому мнению, идет реальная борьба с коррупцией.
Парламент еще в июне обсуждал предложение депутата И. Масалиева об изменении закона, но не вынес никаких решений, оставив все на осень, когда высший законодательный орган вернется с каникул. Но в июле адвокат Нурбек Токтакунов подал иск в Конституционную палату, в котором просил «признать норму об абсолютной неприкосновенности экс-президента неконституционной». И вот 3 октября судьи вынесли решение, согласно которому закон «не содержит положений, позволяющих преодолеть неприкосновенность». Теперь парламент должен обсудить и принять решение по данному вопросу. Процедура будет весьма сложной. Но если все же закон будет изменен, то экс-президент Алмазбек Атамбаев может оказаться как минимум под следствием.
По вопросу лишения иммунитета бывших президентов собеседники «Ритма Евразии» высказали различные мнения.
Евгения Строкова, депутат Жогорку Кенеша от фракции Социал-демократической партии Кыргызстана:
– Лично я, как и большинство депутатов от фракции СДПК, проголосовала против инициативы отдельных депутатов лишить Алмазбека Атамбаева приставки «экс» в его статусе экс-президента и, как следствие, его неприкосновенности. После его правления осталось много проблем, особенно в том, что касается кадровой политики, но за период его президентства в стране произошли и положительные перемены, и это нельзя игнорировать.
Здесь важно понимать, что это было лишь предложение со стороны отдельных депутатов. Чтобы закрепить такую норму законодательно, на уровне Конституции, нужно время. Кроме того, не стоит забывать, что закон обратной силы не имеет, поэтому, если рано или поздно мы все же примем этот закон, то он будет касаться только будущих наших президентов, но не Атамбаева.
А вообще это правильно, что по нашей Конституции президент может быть избран только на один срок. Потому что, управляя государством, человек теряет чувство реальности, у него взгляд «замыливается». Но отчасти мы сами воспитываем пороки в наших руководителях. Не секрет, что когда человек у власти, многие боятся глаза на него поднять, но как только он власти лишается, начинают поливать его грязью. Так и с Алмазбеком Атамбаевым произошло. Когда он был президентом, большинство из тех, кто сейчас его критикует, молчали и поддакивали, а теперь, когда у него нет в руках былой власти, они осмелели и указывают на его ошибки. Хотя было бы логичнее говорить о недоработках тогда, а не сейчас. Это не просто подло, это ни к чему хорошему не может привести в принципе. Во-первых, потому, что подрывает доверие к власти в целом. Во-вторых, потому, что не позволяет выстраивать систему преемственности, когда новая власть продолжает курс прежней власти, а значит, происходит развитие.
Зульфия Марат, член общественного комитета защиты политзаключенных:
– Термин «политический заключенный» отсутствует в кыргызском законодательстве, однако есть общепринятые критерии в международной практике. В первую очередь, когда преследуются за выражение мнения, оппонирующего мнению властей, за политические убеждения. Государство может обвинить преследуемых по любым уголовным статьям, но в большинстве своем это будут очевидно ложные обвинения. Под давлением Государственного комитета национальной безопасности при президенте Атамбаеве кыргызские суды вообще проводили закрытые заседания, дабы скрыть отсутствие каких-либо доказательств. В целях зачистки политического поля накануне президентских выборов суды выносили в отношении оппонентов Атамбаева политически мотивированные решения, а также по инерции и после выборов в силу порочной сложившейся поруки следователей, прокуроров, судей, повинных в нарушении закона.
В отношении Атамбаева есть веские основания возбудить уголовное дело не только по коррупции в китайском проекте модернизации Бишкекской ТЭЦ. Атамбаев не будет тогда считаться политически преследуемым, ибо он будет лишь экс-президентом, привлеченным к уголовной ответственности за конкретный состав преступления. Но при этом любое обвинение не должно быть сфальсифицированным, заведомо ложным.
Игорь Шестаков, политолог:
– Снятие с президента неприкосновенности вполне логично. Глава государства по своей воле идёт на высший политический пост страны. Поэтому должен отвечать за свои действия. Глава государства также должен обладать равными с другими гражданами правами. Примеры событий в Кыргызстане 2005 и 2010 гг., когда из страны революционным путем были изгнаны бывшие президенты Акаев и Бакиев, показали, что президентский пост не является охранной грамотой. В Кыргызстане был и остается высокий общественный запрос на справедливость. Поэтому общественность не будет просто сидеть и читать Конституцию, когда произойдут народные волнения против несправедливости.
Мне непонятны привилегии, предоставленные и экс-президенту Розе Отунбаевой. Алмазбеку Атамбаеву тоже следовало отказаться от привилегий. Причем экс-президенту это надо сделать, не дожидаясь решений парламентариев по данному вопросу.
В таком случае Атамбаев продемонстрирует, что он не имеет отношения к возможным коррупционным схемам в получении китайского кредита на модернизацию Бишкекской ТЭЦ. В то же время законодатели должны четко указать, в каких случаях снимается неприкосновенность экс-президента, и, учитывая, что бывший президент является носителем государственных секретов, он должен иметь госохрану. Это тоже привилегия, но она необходима для безопасности страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus