Известный казахстанский экономист Мурат Темирханов в рамках аналитической записки, представленной аналитической группой Halyk Finance, сделал достаточно громкое утверждение, что нынешняя политика Национального банка активно способствует тому, что нефтяные экспортеры активно выводят деньги из страны. Возможно, они были бы и рады держать деньги в Казахстане, но условия, которые создал регулятор, стимулируют вывоз.
Итак, по словам Мурата Темирханова на сегодня основными драйверами казахстанской экономики являются экспортеры сырьевых товаров, включая компании, поставляющие на экспорт металлы и другую продукцию первичной переработки сырья. Противоречивое регулирование Национального Банка заставляет их выводить свои валютные средства из Казахстана.
Ожидается, что именно сырьевые экспортеры должны быть основными депозиторами казахстанских банков и драйверами роста депозитной базы в Казахстане. Однако, несмотря на рост экономики и экспортных доходов в последние два года, соответствующего прироста депозитов юридических лиц в банковской системе не наблюдается.
Изучив данные консолидированной финансовой отчетности за 2017 год всей группы компаний, входящих в ФНБ Самрук-Казына, по словам эксперта, можно заметить резкое сокращение размещаемых валютных депозитов в казахстанских банках на 65% с 720 млрд тенге до 250 млрд, при этом валютные депозиты в иностранных финансовых организациях увеличились на 100% с 761 млрд до 1525 млрд. Депозиты в тенге также продемонстрировали сокращение на 22% и составили 679 млрд (873 млрд).
Темирханов замечает, что это нормальная ситуация, когда сырьевые экспортеры предпочитают держать свои свободные средства в иностранной, а не в национальной валюте. Это связано с тем, что, имея валютную выручку, они предпочитают занимать средства в иностранной валюте, процентные ставки по которым значительно ниже, чем по долговым обязательствам в тенге. При этом, чтобы избежать валютных рисков от изменения курсовой разницы, экспортеры вынуждены балансировать свои валютные активы с валютными обязательствами.
На сегодня внешние условия благоприятствуют казахстанским сырьевым экспортерам и их свободные денежные средства значительно выросли по сравнению с 2015 – 2016 годами. В этом контексте возникают определенные вопросы, связанные с тем, почему они предпочитают размещать большую часть данных средств на валютных счетах в иностранных финансовых учреждениях, а не в рамках казахстанской банковской системы?
С другой стороны, текущее регулирование Национального Банка ставит своей целью ограничение размещения казахстанскими банками свободных валютных средств в иностранных финансовых организациях.
Для этого используется норматив по обязательному размещению значительной части средств, привлеченных банком, во внутренние активы, а с 2016 года дополнительно введен норматив по ежедневному размещению части средств во внутренние активы, в свою очередь к внутренним активам относятся активы, находящиеся в Казахстане.
По словам регулятора, данные нормативы преследуют две задачи: во-первых – стимулирование вложений в отечественную экономику; и, во-вторых – ограничение подверженности банков и их вкладчиков страновому риску, связанному с проведением банками активных международных операций.
При этом банки, имея большую часть привлеченных депозитов в иностранной валюте, очень ограничены в использовании этих средств. Крупные сырьевые экспортеры, имеющие валютную выручку, предпочитают кредитоваться за рубежом. Кредитовать в иностранной валюте компании, которые не имеют валютной выручки, рискованно как со стороны банка, так и со стороны заемщика.
Исходя из этого, банки в условиях невозможности выдачи достаточного объема валютных кредитов для поддержания нормативов по соблюдению валютной позиции и норматива по вложениям во внутренние активы вынуждены размещать значительную часть привлечённых валютных средств на корреспондентских счетах в Национальном Банке.
По данным счетам регулятор практически не начисляет процентный доход, что, соответственно, вынуждает банки устанавливать практически нулевые ставки по привлекаемым валютным депозитам юридических лиц. В результате сырьевые экспортеры предпочитают держать валюту в иностранных банках, которые способны обеспечить больший процент доходности на данные средства, нежели казахстанские финансовые учреждения, при этом обладая более высоким кредитным рейтингом.
Согласно аудированной финансовой отчетности Национального Банка за 2017 год, регулятор, получая практически беспроцентные валютные средства в долларах от казахстанских банков, размещал долларовые депозиты в иностранных банках в среднем под 1,65% годовых, а доходность его инвестиций в долларовые финансовые инструменты была еще выше.
Другой негативной стороной того, что банки вынуждены размещать значительную часть привлеченных валютных средств на корреспондентских счетах в Национальном банке является то, что данные средства включаются в международные резервы Национального Банка.
Несмотря на то, что такая практика не нарушает правила МВФ по международным резервам страны, аналитики все же рассматривают эти средства как менее качественные валютные резервы, поскольку за ними стоят краткосрочные обязательства перед банками. По мнению аналитиков, в условиях Казахстана это приводит к завышению валютных резервов страны.
В целом эксперт предложил два пути решения проблемы оттока капитала со стороны сырьевых экспортеров. Первый путь – Национальный Банк будет начислять адекватные процентные ставки на валютные депозиты банков. Второй путь – это прекращение действия нормативов по вложениям во внутренние активы.
Прекращение действия нормативов по вложениям во внутренние активы – это наиболее подходящий путь. В любом случае, не так важно, кто в конечном итоге будет размещать деньги сырьевых экспортеров за границей – Национальный Банк или коммерческие банки.
Однако при таком варианте не будут искажаться валютные резервы Национального Банка, а банки смогут заработать дополнительный доход, что будет положительно сказываться на их финансовом состоянии и диверсификации их финансовых инвестиций.
Мы поинтересовались у экспертов, почему финансовый регулятор проводит столь недальновидную политику и способствует оттоку активов из Казахстана, и можно ли в условиях нынешнего кризиса применять другую модель, нацеленную на сохранность средств в Казахстане?
Артем Авинов, ведущий аналитик ГК TeleTrade: «Получение кредитования более выгодно именно в валюте и в иностранной юрисдикции, так как позволяет получить более низкую процентную ставку по кредиту»
На мой взгляд, необходимо отталкиваться от реалий моделей бизнеса, в которых действуют сырьевые экспортеры. При экспорте сырья на внешние рынки оплата от контрагентов приходит в валюте.
Далее, если мы смотрим на ситуацию в целом, не углубляясь в нюансы каждого конкретного экспортера, у юридического лица есть два варианта действий: либо конвертировать валюту в тенге и хранить в банковской системе Казахстана, либо оставить выручку в валюте и хранить эти средства в иностранной юрисдикции.
При хранении средств на территории Казахстана у экспортера возникают экономические риски – повышенная волатильность национальной валюты; политические риски –изменение благоприятствующего режима для бизнеса; правовые риски – изменение требований законодательства или центрального банка страны в вопросах банковских депозитов.
В то же время хранение средств в валюте не только позволяет избежать этих рисков, но и упрощает процедуру ведения бизнеса, так как многие выплаты со стороны самого экспортера идут в валюте: оплата оборудования, выплата дивидендов, покупка лицензий.
Даже получение кредитования более выгодно именно в валюте и в иностранной юрисдикции, так как позволяет получить более низкую процентную ставку по кредиту, не имея валютного риска, так как доходная часть экспортера формируется именно в валюте.
Факторы, которые могли бы сделать экономику Казахстана более привлекательной, не отличаются от факторов, на которые следует обратить внимание и России. Это прогнозируемый и стабильный экономический и политический курс, стабильная и предсказуемая фискальная политика государства, стабильный курс национальной валюты.
К сожалению, этих факторов пока нет в современной истории ни Казахстана, ни России. Более того, даже благоприятная экономическая и политическая ситуация не изменит ситуацию моментально. Должны пройти годы экономической и политической стабильности, чтобы крупный капитал изменил свой подход к ведению бизнеса.
Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets: «Размещение депозитов на счетах зарубежных банков свидетельствует о недоверии к национальной системе банковского сбережения»
Экспортеры должны обеспечивать национальную банковскую систему ликвидностью, потому что именно они являются значительным источником длинного финансирования. Их средства по степени значимости для банковской системы можно сравнить с пенсионными накоплениями.
В то же время размещение депозитов на счетах зарубежных банков свидетельствует о недоверии к национальной системе банковского сбережения. Это особенно актуально в свете все чаще звучащих разговоров о высокой вероятности тотальной чистки среди региональных коммерческих банков с целью создания новой системы, состоящей всего лишь из нескольких представителей депозитно-сберегательных институтов.
Кроме того, хранение средств в зарубежных банках еще и гарантия неприкосновенности со стороны национальных властей.
Анна Бодрова, старший аналитик инвестиционной компании «Альпари»: «Ставки по кредитам, предлагаемые иностранными банками бизнесу, приятнее, чем те условия, что представлены на местном уровне»:
У российских компаний возможность кредитоваться за рубежом сведена практически к нулю, но у казахстанских компаний, связанных с экспортом, таких проблем нет.
Вполне возможно, что ставки по кредитам, предлагаемые иностранными банками бизнесу Казахстана, приятнее, чем те условия, что представлены на местном уровне. Кроме того, нельзя исключать, что в случае наличия кредитных связей с банками за рубежом бизнесу легче открывать там счета, например.
Для Казахстана нет опасности в зарубежном кредитовании. Это бизнес: зарабатывает тот, кто предлагает лучшие условия и работает более гибко, чем остальные. Для банковского сектора это очень актуально.
Для того чтобы бизнес кредитовался внутри страны, нужны или отсутствие иных вариантов, или исключительно выгодные предложения.
Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»: «Капиталы стремительно перетекают из экономик развивающихся стран в экономики высокоразвитых»
Стремление размещать свои временно свободные средства в иностранных банках можно объяснить опасениями возникновения нового финансового кризиса, в котором, как это всегда бывает, кредитные учреждения высокоразвитых в экономическом плане держав страдают куда меньше, чем банковские системы развивающихся государств. Причин для таких опасений много, среди которых есть как объективные, так и отчасти мнимые. Во-первых, подходит к концу очередной цикл экономического роста.
А, как мы знаем, кризисы имеют именно циклический характер. И даже если периоды возникновения мировых кризисов неравномерны, то рано или поздно проблемы все равно возникают. Чисто по срокам мы находимся именно в конце цикла роста и в обозримом будущем мировая экономика должна погрузиться в очередной кризис. Это из теории, а не из фактического материала. Что же до фактов, то действительно по некоторым признакам перегрев мировой экономики уже наблюдается, да еще и сопровождается рядом признаков, характерных предкризисным периодам.
Например, существенно укрепляется доллар на фоне резкого снижения валют развивающихся государств. Капиталы стремительно перетекают из экономик развивающихся стран в экономики высокоразвитых. Снижается глобализация рынка мировой торговли из-за вводимых странами таможенных ограничений.
Процентные ставки большинства развитых государств находятся на сверхнизких уровнях уже достаточно продолжительное время, только США начали последнее время активно поднимать ключевую ставку. Наблюдаются накапливающиеся проблемы с корпоративным долгом таких стран, как США, который из-за растущих ставок становится все труднее обслуживать, а также с государственной задолженностью слаборазвитых и развивающихся стран.
Так что определенные основания опасаться наступления нового кризиса есть, однако, сказать более-менее точно, когда он случится и какой глубины будет, предсказать невозможно. Равно как и фактор, который станет «последней каплей». Что касается рисков, связанных с размещением средств на депозитах иностранных банков, то они есть в том случае, если против страны, чьи резиденты явились депонентами данных средств, будут введены какие-либо санкции.
В этом случае средства могут оказаться замороженными. Именно по этой причине активность российских кредитных учреждений на международных финансовых рынках сейчас очень низкая – как уже введенные антироссийские санкции, так и риск введения новых ограничивают возможности банков, и кредитоваться за рубежом, и размещать там временно свободные средства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus