10 октября депутат Жогорку Кенеша Махабат Мавлянова на заседании парламента выступила с инициативой о введении безвизового режима для китайцев. Свое предложение она разъяснила необходимостью привлечения китайских туристов для развития туризма в стране.
Плюс ко всему Министерство Экономики и Департамент туризма Кыргызстана понимают какие большие возможности можно извлечь из безвизового режима в республике. Однако департамент по миграции и ГКНБ выступили против данной инициативы. Согласно точки зрения политолога и эксперта по безопасности в Кыргызстане Б.Жумагулова, с принятием данного решения возможен риск увеличения коррупции в области оформления документов, поэтому вопрос о безвизовом режиме пока остается открытым на повестке дня в правительстве. Однако по словам депутата, многие страны уже используют безвизовый режим, но только не Кыргызстан.
В Казахстане и Узбекистане, например, прорабатывают вопрос создания визы для стран Шелкового пути, наподобие шенгенской визы. Может, Кыргызской Республике стоит двигаться в этом направлении?
Конечно, многие страны сейчас активно борются за китайских туристов, которые «приносят» достаточно денег, тем самым поднимая экономику в странах, но за последнее время китайцы в прямом смысле заполонили Кыргызстан. Во-первых, в Кыргызстан приезжают все больше людей из Китая, которые строят бизнес у нас в республике. К тому же более 3 тысяч граждан из Кыргызской Республики учатся в вузах Китая, в последствии создают там семьи и многие возвращаются к себе на родину, продолжая заниматься китайскими инвестициями уже в республике.
Безусловно есть и опасения на этот счет. Если сотрудничество между КНР и Кыргызстаном начнет слабеть, Китай из позиции партнеров может перейти в позицию должников, а с должниками «наш добрый союзник» разговаривает совершенно по другому – в формате возвращения долгов природными ресурсами. При чем для них это является распространенной практикой. Набирать кредиты всегда было, есть и будет легко, но отдавать их будет следующее поколение – к сожалению не все это понимают. Поэтому не исключено, что Китай в ближайшем будущем будет требовать себе в качестве компенсации месторождения и доступ к инфраструктуре – это и есть риски двустороннего сотрудничества.
Как отмечают кыргызские эксперты, высокая доля долга именно перед КНР объясняется тем, что получить кредит с китайской стороны можно на довольно простых и понятных условиях, плюс ко всему Китай в состоянии выделить сразу всю необходимую на проект сумму, что значительно упрощает процесс поиска финансирования.
Правда есть еще одна особенность китайских кредитов: займы выплачивает та страна, на территории которой осуществляется проект, но над его реализацией будут трудится компании из Китая. То есть, китайские деньги возвращаются домой в виде зарплат и доходов компаний, плюс выплаты по кредиту, а заемщику остаются новый объект инфраструктуры и многомиллионные долги. Поэтому так или иначе, Китай будет вести себя именно в таком ключе. К тому же посол Китая в Кыргызстане Сяо Цинхуа заявил, что у Бишкека нет другого выхода, кроме как погасить свои долги. Это означает, что Китай вряд ли будет списывать долги, как это сделала, например, РФ с 240 млн долларов кыргызского долга в феврале 2018 года.
Необходимо отметить, что КНР заинтересована в своих проектах, но что касается Кыргызстана, их деятельность касается лишь отдельных элементов, которые не влияют на общие результаты республики. Да, Китай вкладывает большие деньги в реализацию проектов. Выгода в денежном эквиваленте кажется Кыргызстану весьма серьезной, тогда как для Китая это небольшие затраты, которые компенсируются более важными нематериальными бонусами. По сути, то, что в Кыргызстане оценивают как «долго» и «дорого», в Китае воспринимают как «быстро» и «дешево». В долгосрочной перспективе целью вышеперечисленных проектов является лоббирование интересов КНР на всех уровнях власти и гражданского общества, а также подготовка собственных кадров для работы на территории Кыргызстана. Кроме того, китайские проекты в краткосрочной перспективе составляют основу бюджета страны, а в среднесрочной и долгосрочной — финансовую зависимость от Китая и связанное с этим экономическое и политическое давление.
Правила комментирования
comments powered by Disqus