Сталин вел борьбу за обладание атомным оружием, чтобы сохранить баланс сил в мире. Теперь же современный «аналог» советского лидера Си Цзиньпин борется за обладание самыми передовыми цифровыми технологиями.
Технонационализм
Практически с самого начала своего правления Си Цзиньпин дал понять, что интернет будет играть большую роль в развитии Китая и всего мира. Со временем Си создал управление по киберпространству Китая, которое должно мониторить и регулировать контент, развивать сферу кибербезопасности и цифровую экономику.
Председателем управления китайский лидер назначил самого себя и заложил в развитие интернета следующие принципы:
Первый. Интернет должен способствовать экономическому росту, влиять на общественное мнение и предотвращать проникновение в киберпространство Китая вредоносных влияний.
Второй. Китай должен максимально сократить зависимость от иностранных поставщиков товаров, услуг и технологий для развития цифрового коммуникационного сектора и в будущем стать лидером в мире в области искусственного интеллекта (ИИ), квантовых компьютеров и робототехники.
Си заявил: «Инициативы в области инноваций и технологического развития должны находиться в наших руках»
Скорее всего, «наши руки» — это компартия КНР.
Третий. Создание эффективной защиты от кибератак. Во исполнение этого принципа Народно-освободительная армия Китая (НОАК) уже создала кибервойска, которые встроились в новый политический курс китайского руководства – технонационализм. Технонационализм — это курс на замещение иностранных технологий отечественными для усиления нацбезопасности.
Четвертый. Суверенитет Китая в киберпространстве в противовес глобальному доминированию США. КНР создал свой интернет, независимый от внешних ресурсов киберпространства
Цензура
В последние пять лет Пекин усилил контроль за соцсетями. К примеру, в марте 2017 власти велели компании Tencent (второму китайскому цифровому гиганту), а также некоторым другим
закрыть доступ к веб-сайтам, где обсуждались вопросы истории, международных отношений и военного дела
Через несколько месяцев, в преддверии 19 съезда компартии Китая, Tencent, Baidu (собственный поисковик) и Weibo (платформа для микроблогинга) были вынуждены заплатить штрафы за размещение запрещенного контента.
Кроме того, правительство приказало телекоммуникационным компаниям заблокировать доступ к ресурсам, где можно было загрузить виртуальные частные сети (VPN). Как выяснилось, таковыми широко пользовались китайские граждане, чтобы обойти цензуру.
Западные компании, работающие в КНР, подчинились требованиям властей. Apple удалил VPN из китайской версии своего онлайн-магазина App Store.
Кроме того, в Китае введены законы, согласно которым владельцы онлайн-форумов несут персональную ответственность за высказывания участников. В некоторых регионах правительство запустило экспериментальную платформу, объединяющую уличные камеры, сенсорные устройства и системы распознавания лиц и голоса. Предполагается, что она постепенно станет общенациональной.
Все эти меры закреплены сложной системой перекрестных законов, положений и стандартов, установление которой весьма ощутимо изменило китайскую кибериндустрию. Крупнейшие китайские и иностранные компании обязаны хранить все данные на территории Китая.
Иностранные компании обеспокоены, что новые требования и многочисленные проверки деятельности технологических предприятий увеличат стоимость ведения бизнеса в КНР.
Сегодня Китай вкладывает $233 млрд в научные разработки, что составляет 20% от всей суммы вложений в этот сектор в мире
Ежегодно КНР выпускает огромное количество инженеров — больше, чем любая другая страна мира. В 2018 году он обогнал США по количеству научных публикаций. Западный научный мир, ранее игнорировавший китайский научный сектор, сегодня все чаще ссылается на труды ученых из КНР.
Три кита цифровой материи
Создав полупроводники, квантовые компьютеры и искусственный интеллект (ИИ), Китай полностью перейдет на самообеспечение в вопросах киберпространства.
Учитывая склонность страны затоваривать собственный рынок отечественным товаром — иногда даже так, что приходится переносить целые заводы на территории других стран — он неизбежно перехватит целые регионы пользователей интернета у США. И не исключено, что начнет с ближайших соседей. Пока же этому мешают некоторые обстоятельства.
Китай пока не может наладить надлежащее производство полупроводников, закупив их в 2016 году на $228 млрд. По данным консалтинговой компании McKinsey, эта сумма превышает расходы на импорт сырой нефти.
В апреле этого года под санкции США попал китайский гигант ZTE, четвертый в списке лидеров мира по производству телекоммуникационного оборудования и комплектующих. Для такой компании полупроводники — или микрочипы, как принято говорить в США — необходимы постоянно и неограниченно много.
После ввода санкций компания приостановила основное производство. В июне Трамп санкции отозвал, а тем временем Си собрал лучших ученых Китая и поставил перед ними прорывную задачу в производстве полупроводников.
К слову, еще в 2015 власти выступили с заявлением к бизнесу, согласно которому к 2025 году китайские компании должны производить 70% микропроцессоров, необходимых для отечественного высокотехнологичного оборудования. На эти цели и две пятилетки правительство КНР выделило $150 млрд.
Одновременно с этим Китай пытается купить готовые технологии у США. Западная исследовательская компания Rhodium Group подсчитала, что с 2013 по 2016 годы китайцы подали 27 заявок на приобретение технологий у американских производителей полупроводников на сумму $37 млрд
В период 2000-2013 Китай подал шесть заявок на сумму $1,3 млрд американской компании Lattice Semiconductor и предложил $2,3 млрд Fairchild Semiconductor. Все заявки были заблокированы правительством США по соображениям национальной безопасности.
Квантовые компьютеры
Теория гласит, что такие устройства работают на принципах квантовой механики, в рамках которой квант-биты производят одновременно несколько расчетов. Что пока не под силу современным компьютерам. Силовые органы Китая скоро получат в свое распоряжение каналы коммуникации с шифрованием высокого уровня безопасности, а также инструменты взлома любого шифра и кода.
Квантовые компьютеры с запредельной скоростью обработки данных полностью изменят производство, анализ данных и процесс разработки новых фармпрепаратов. В подтверждение приведем следующий факт: в 2016 Китай запустил первый в мире спутник, который может принимать и передавать информацию по каналам с квантовым шифрованием, а также проложил самый длинный в мире квантовый коммуникационный кабель от Пекина до Шанхая.
Суммы, которые тратятся на эту отрасль, под секретом. Однако для сравнения отметим, что развитое государство на создание работающей лаборатории квантового компьютинга потратит в среднем $1 млрд.
Искусственный интеллект
ИИ – это, конечно же, вишенка на торте. В 2017 году на конференции глав государств, организаций и компаний по вопросам ИИ Эрик Шмидт, экс-глава Google, заявил, что Китай с созданием ИИ к 2020 догонит, а к 2025 перегонит все лучшие на сегодня умы человечества.
К 2030 китайцы будут доминировать во всех секторах, связанных с ИИ. Кстати, в прошлом году власти Китая поручили компаниям Baidu, Tencent, Alibaba и iFLYTEK (производство ПО распознавания голоса) создать ИИ к 2030 году.
Что же в таком случае поручит Белый дом Пентагону? Создать к 2030 оружие, способное поставить под контроль или же вовсе уничтожить это «порождение» китайского коммунизма?
Если Сталин вел борьбу за обладание атомным оружием, чтобы сохранить баланс сил в мире, то его современный «аналог» Си ведет борьбу за обладание самыми передовыми цифровыми технологиями.
Четко оформившаяся в прошлом веке классовая борьба, конкуренция идеологических систем, гонка вооружений и технологий перешли в новый век и в киберпространство.
Правила комментирования
comments powered by Disqus