«Пенсионная реформа - это не злой умысел, а объективная ситуация. Растет продолжительность жизни, и это прекрасно и растет количество лет, которые нужно обеспечивать пенсионеров. Поэтому увеличение пенсионного возраста – это глобальный тренд, а не наши локальные придумки», - заявил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Вячеслав Додонов на заседании экспертного клуба на тему «Социальная политика на евразийском пространстве: повседневность, реформы и сотрудничество».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
«Социальная политика – это компромисс между потребностями общества и возможностями государства, прежде всего финансовыми. Я не думаю, что нужно демонизировать правительство, которое в понимании некоторых «кровопийцы», мечтают трудовой народ обчистить.
Нет, на самом деле та социальная политика, те стандарты, которые мы имеем, они обусловлены бюджетом – сколько денег есть, столько у нас стандартов.
При этом существуют и мировые тренды по сокращению государством социальных обязательств. В мире становится меньше людей, охваченных участием в социальных программах. Это не только в постсоветских странах, а во всем мире.
В частности, существует тенденция быстрого роста количества фрилансеров. А они не вступают в профсоюзы, не имеют соцпакет от работодателя и социальных отчислений. Эти сдвиги вызваны развитием технологий и изменением общественных институтов, они будут продолжаться дальше».
Лет через 30 советская система соцобеспечения будет восприниматься как нечто совершенно архаичное. Это будет мир, где каждый за себя и каждый сам себя обеспечивает в жизни, также каждый будет обеспечивать себя самостоятельно пенсией.
Эта ситуация станет следствием развития роботизации и искусственного интеллекта, которые сократят большое количество рабочих мест, в результате чего людям останутся занятия вроде разного фриланса, хэндмэйда (фенечки плести на продажу), и лишь небольшая доля людей сохранит рабочие места с полноценными соцпакетами.
Когда мы говорим о соцпрограммах, пенсионной реформе, это не злой умысел, а объективная ситуация. Растет продолжительность жизни, и это прекрасно и растет количество лет, которые нужно обеспечивать пенсионеров.
Естественно, суровые и циничные законы экономики предполагают, что финансирование требуется в больших объемах, чем раньше. А денег больше не становится, поэтому увеличивается пенсионный возраст, и это опять же глобальный тренд, а не наши локальные придумки.
«Пенсионеры ЕАЭС» - миф или реальность?
Немецкий докладчик на конференции в Алматы несколько дней назад говорил, что ситуация очень быстро меняется в Германии – если раньше, лет 10 назад у них средний размер пенсии был 74-75% от заработной платы, то сейчас он всего 47%. Это произошло буквально в течение нескольких лет. Социальная система меняется, стандарты плывут даже у них, у богатых стран Европы, и не удивительно, что и у нас такие вещи происходят.
При этом надо учитывать, что современная пенсионная система - удивительный механизм, устойчивость которого завязана на финансовые рынки. Пенсионный фонд - это куча денег, собранных нами, они потом размещаются в ценных бумагах, на банковских депозитах в других финансовых активах, обращающихся на рынках и подверженных по этой причине колебаниям цен. Это на самом деле обычная практика.
В то же время, как мы все знаем, сейчас мы вступили в эру постоянных финансовых кризисов – один заканчивается, следующий начинается, и это сильно бьет по системе пенсионных фондов в том числе. Это общемировое явление, сформировавшееся во время низких ставок в США, где из-за низкой доходности вложений пенсионные фонды становились несостоятельными.
Доктор экономических наук Вячеслав Додонов
Что делать с пенсионной системой и каковы ее перспективы в условиях перманентных кризисов на рынках, где обращаются пенсионные деньги - непонятно. Ясно только, что перспективы туманны, и полагаться только на накопительную часть нельзя.
Поэтому дальнейшие реформы пенсионных систем, причем во всем мире - это неизбежные вещи. То, что в России происходит, а также у нас с увеличением пенсионного возраста для женщин, новым видом взносов, это все неизбежное следствие того, что все процессы завязаны, так или иначе, на мировые финансовые рынки и обостряющуюся проблему старения населения.
Что касается введения единых социальных стандартов на территории ЕАЭС – они пока невозможны, никаких единых стандартов быть не может. Обеспечение стандартов возможно только за счет больших выплат со стороны какой-то страны.
Все понимают, какая самая богатая страна. Это Россия. Но она за счет своих налогоплательщиков не будет обеспечивать рост социальных стандартов в других странах ЕАЭС.
Когда мы обращаемся за опытом к ЕС, и говорим, что Германия - локомотив Евросоюза и тащит на себе большую часть бюджета, надо понимать, что, во-первых, она не одна тащит, там и другие крупные доноры есть - и Британия, и Франция. Во-вторых, та же Германия много и имеет – она ведущий экспортер на рынке ЕС, за счет чего растет и промышленность и экономика в целом, и занятость.
У нас пропорции межстрановые в ЕАЭС другие. Емкость рынков стран ЕАЭС слишком мала, чтобы России могла, как Германия в ЕС, получить равнозначный эффект для своей экономики от гипотетического спонсирования предполагаемого общего бюджета и выравнивания социальных стандартов в ЕАЭС. Я уже не говорю об остальных факторах. Выравнивания не будет никакого, хотя в компоненте пенсионной системы это не исключено, потому что все страны так или иначе начнут внедрять накопительный компонент.
В рамках интеграции финансовых рынков может быть так, что накопленную часть станет возможно получать на территории другой страны, это технически несложно сделать и этот компонент может быть одной из работающих деталей механизма, некоей рамочной основой общей пенсионной и даже социальной системы.
Заседание экспертного клуба на тему «Социальная политика на евразийском пространстве: повседневность, реформы и сотрудничество» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus