90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

«Кумтор» в Киргизии: почему за него не взялись советские инженеры, и как канадцы сделали невозможное

01.11.2018 14:32

Общество

«Кумтор» в Киргизии: почему за него не взялись советские инженеры, и как канадцы сделали невозможное

Известно, что месторождение Кумтор является одним из самых высокогорных месторождений золота в мире. По запасам руды оно тоже в числе крупнейших – по последним данным, здесь содержится более 730 тонн благородного металла. И в списке самых сложных объектов золоторудной промышленности оно лидирует.

Месторождение Кумтор расположено в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области вдоль северо-западного склона гребня Ак-Шийрак на внутренней части горного хребта Тянь-Шань, граничащего с Китаем, на высоте 3700-4500 метров над уровнем моря. Суровый и величественный край не отдает своих запасов просто так.

Золотая лихорадка XIX века обошла наши края стороной – уровень технических возможностей человечества на тот момент не позволял вести добычу золота в таких условиях. А в середине 20-х годов прошлого столетия геологические изыскания в этой местности начались.

На Кумторе золото нашли только в 1978 году. «Богатейшие запасы, возможно, достигают 500 тонн», - так гласила первая телеграмма о Кумторе в Кремль. И… все на этом. До 1992 года никаких работ здесь, по сути, не велось. Почему?

Геологи рассказывают о двух причинах того, что Кумтор не пополнил славную советскую казну. Первая – золоторудное месторождение Кумтор считалось «коммерчески нежизнеспособным в силу сложности разработки в условиях вечной мерзлоты». Именно такую резолюцию наложил Петр Ломако, министр металлургии СССР. Первый анализ и выкладки инженеров показали, что разработка этого месторождения обойдется дороже, чем золото, добываемое в течение 20 лет. Решили, как говорится, что овчинка выделки не стоит.

Но была и вторая причина, о ней рассказывает Кубат Осмонбетов, доктор геологических наук: «Москва в то время придерживалась мнения: «В Кыргызстане есть уголь, вода, ртуть, сурьма, но золота нет». На этом основании не обращали особого внимания на золото в Кыргызстане. На геологоразведку золоторудных месторождений не тратили больших денег. Всего-то выделялось 1 млн 700 тысяч рублей. Геологи их растягивали то туда, то сюда, но не хватало».

Проект, тем не менее, был взят «на карандаш» и получил свое название в честь реки Кумтор, в верховьях которой и были обнаружены золотые запасы.

«С 1986 года в Кыргызстане начал работать горнорудный комбинат, выпускающий золото. Только тогда Советский Союз убедился, что в Кыргызстане есть золото, мол, геологи Кыргызстана не обманули, и советская власть выделила на геологоразведку золота 15 млн рублей. И так, до развала Советского Союза, были утверждены 24 горных рудника, подсчитаны запасы, имеется карта их регионального расположения. Но на их развитие всегда были нужны очень большие деньги», - говорят геологи.

Рискнули вложить очень большие деньги только канадцы, на момент, когда Союз уже распался. В 1992 году в Торонто между правительством Кыргызской Республики, госконцерном «Кыргызалтын» и канадской корпорацией Cameco Corporation было подписано соглашение, давшее Cameco Corporation эксклюзивные права на разработку месторождения. В соответствии с этим соглашением была создана компания ЗАО «Кумтор Голд Компани». По весьма приблизительным оценкам, в разработку было вложено более трех миллиардов долларов. И инвестиции продолжаются по сей день.

Золотоизвлекательная фабрика на руднике Кумтор была запущена в эксплуатацию в 1996 году. Через четыре месяца после завершения строительства фабрика вышла на проектную мощность. Первый кумторский золотой слиток был получен 31 декабря 1996 года.

В 1997 году началась коммерческая эксплуатация месторождения, добыча золота за год составила 15,6 тонны, попутно была добыта одна тонна серебра.

Соглашение 1992 года предусматривало предоставление ЗАО «Кумтор Голд Компани» значительных налоговых льгот на первый пятилетний период эксплуатации, с сохранением части льгот на последующий период. Падение цен на золото в 1998-2002 годах не позволило оправдаться ожиданиям кыргызской стороны в отношении налоговых поступлений и дивидендов. Сложившаяся ситуация привела к проведению новых переговоров с инвестором.

В конце 2003 года между правительством Кыргызской Республики и Cameco Corporation было подписано соглашение о реструктуризации проекта «Кумтор», в результате которой активы проекта «Кумтор» были обменены на акции компании Centerra Gold Inc. и вместе с другими активами компании Cameco Corporation и активами других акционеров выведены на международный фондовый рынок в Торонто. ОАО «Кыргызалтын» стало принадлежать 26,8% долевого участия.

По сегодняшний день «Кумтор» продолжает оставаться главным проектом компании Centerra Gold Inc. Ввиду начавшегося в 2004 году существенного повышения цен на золото и с целью повышения отдачи от проекта «Кумтор» в 2007 году были инициированы новые переговоры с компанией Cameco Corporation, которая к тому же изъявила намерение продать свои активы в золотодобывающем бизнесе и сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве уранового сырья. Переговоры были завершены в апреле 2009 года, а в конце 2009 года Cameco Corporation реализовала свои акции в Centerra Gold Inc. Компания «Кыргызалтын» получила дополнительно порядка 43 млн акций компании Centerra Gold Inc. и стала ее крупнейшим акционером, владея 33% акций.

С того момента скандал вокруг компании не прекращается. «Кумтор» пытались национализировать, проверяли бесчисленное количество раз, ставили на грань закрытия. Обвинения в колоссальном вреде для окружающей среды звучат ежегодно.

«Нет ни одного независимого экспертного подтверждения того, что воздействие «Кумтора» на природу превышало установленные нормы. Все отчеты свидетельствуют о том, что предприятие работает с соблюдением всех экологических требований как отечественных, так и международных. После многочисленных проверок на предприятии за этим налажен самоконтроль. Нет нарушений в плане охраны труда. Нет вообще никаких подтвержденных нарушений», - говорит профессор, доктор географических наук, заслуженный деятель науки Эмиль Шукуров.

Можно понять обывателя, которому просто кажется, что он мог бы иметь больше, и который не в состоянии понять, что в результате своих скандальных действий не получит вообще ничего. Трудно понять политиков, спекулирующих на теме «Кумтора».

В прошлом году на момент премьерства Сапара Исакова было, наконец, заключено самое выгодное соглашение по «Кумтору». Хороший процент от прибыли, огромные социальные выплаты и благотворительность – таково содержание этого договора. Полгода он всех устраивал. Но какая-то возня вокруг месторождения началась вновь.

Среднегодовые поступления в бюджет Кыргызской Республики от проекта «Кумтор» составляют около 15% от ВВП страны. Это много, колоссально много. Согласно перспективному плану развития отработку карьерных запасов предполагается завершить в 2021 году. В настоящее время ведется строительство подземного рудника и доразведка запасов участка Центральный из подземных выработок запасов глубоких горизонтов месторождения. Одновременно ведутся геологоразведочные работы на других перспективных участках месторождения Кумтор, а также на прилегающих к месторождению Кумтор перспективных геологоразведочных площадях. Если очередной скандал не вытеснит инвестора, то предприятие продолжит свою работу.

«Не секрет, что «Кумтор» давно стал вопросом не экономическим, а политическим. Хотелось бы надеяться, что политическая составляющая деятельности проекта однажды не будет превалирующей», - сказал член правления Кыргызской горной ассоциации Валентин Богдецкий. 

В целом в Кыргызстане имеется примерно 1000 золотых месторождений. Из находящихся на балансе государства 48 месторождений осваиваются 7. Это Кумтор, Макмал, Солтон-Сары, Тереккан, два участка на Кара-Казыке, Долпран. Ну а на таких 29 рудниках, как Джеруй, Талды-Булак, Иштамберди, Андаш, и других закончена геологоразведка, они готовы. Но не разрабатываются. Потому что золоторудное предприятие – дело весьма и весьма дорогое. В нашем бюджете нет таких денег, и потянуть подобную «стройку века» мы не в силах. Как показывает практика с тем же каскадом ГЭС, мы не тянем масштабные стройки, на которые нужны миллиардные вложения в долларах. Возможно, инвесторы на наши золоторудные месторождения давно бы нашлись. Но бизнес – дело точное. Информация о бесконечных скандалах и дрязгах вокруг месторождения Кумтор, естественно, доходит до инвесторов. И они просто обходят Кыргызстан стороной. Разговоры о «выгодных для страны условиях» - обыкновенные политические спекуляции, на которых некоторые политики делают себе карьеру. Не думая, разумеется, о благе страны. К сожалению, у нас заботиться о стране и думать о завтрашнем дне пока не принято.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Сапаром Исаковым

01.11.2018 14:32

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Камила Абдыразаковна Талиева

Талиева Камила Абдыразаковна

Министр культуры Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
1,1%

населения Кыргызстана владеют английским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30