Центральноазиатский регион (ЦАР), несмотря на преодоление статуса периферийного региона мировой политики, остается сложным и неоднородным в плане политики, экономики, безопасности и т.д.
В регионе существует большое количество противоречий между странами. По экспертным оценкам, страны региона все больше расходятся в региональных вопросах, в результате чего под сомнение ставятся потенциал и возможность их сближения.
Уровень напряженности ЦАР повышают не только внутрирегиональные противоречия между государствами по вопросам определения государственных границ, распределения и использования водных ресурсов, но и торговля наркотиками, угроза исламского радикализма и террористических организаций.
Проамериканское влияние на ЦАР
Как известно, «разобщенными игроками» легче руководить, используя при этом приемы публичной дипломатии. Заинтересованность внешних сил еще раз подтверждает геополитическую и геоэкономическую значимость данной территории, связанной с большими запасами газа и нефти. Используя политические и экономические рычаги давления, а также оказывая всевозможное воздействие на страны региона через международные и неправительственные организации (НПО), США стремятся ослабить сотрудничество других стран с государствами Центральной Азии.
В 2017 году в Конгресс США был внесен законопроект об иностранной помощи на последующий год (Foreign Operations, and Related Programs Appropriations Act), включающий в себя $2,5 млрд на проекты демократии.
Программы публичной дипломатии США направлены в первую очередь на совершенствование судебной системы, развитие и свободу СМИ и НПО в ЦАР. Важными проводниками так называемых «демократических ценностей» являются «Фонд Сороса», «Международный республиканский институт», «Национальный демократический институт», фонд «Евразия» и др.
Что показательно, фонд Сороса «Открытое общество – Грузия» в 2001 году оказывал помощь в организации избирательной кампании М. Н. Саакашвили; в 2013 году фонд «Возрождение» сыграл большую роль в перевороте на Украине.
Из этого следует, что многие программы, реализуемые как государственными, так и негосударственными организациями проводятся под лозунгом создания демократического общества, а затем управляют политикой той или иной страны.
Так, агентство международного развития (USAID) на поддержание своей деятельности запросило у Конгресса на 2019 год $16,8 млрд − на $1,3 млрд больше, чем в предыдущем.
На прошедших слушаниях по ЦАР в Комитете по иностранным делам эксперты докладывали обстановку в регионе и дальнейшие пути развития в сторону открытого общества. Стив Свердлоу ( исследователь Центральной Азии из «Human Rights Watch») заявил:
«США должны оказать давление на правительство Узбекистана, в целях создания полной свободы Интернета и расширения прав СМИ, таких как Радио Свободная Европа. Кроме того, правительство Узбекистана должно вернуть образовательные программы обмена студентами и поднять им стипендию.
Опасения со стороны руководства Узбекистана заключаются в том, что подобная тактика действий может привести к неблагоприятному сценарию – стремлению граждан к евроинтеграции и к открытому противостоянию официальному правительству страны. В американском же понимании догнать развитый мир возможно только посредством установления демократического строя и смены авторитарного политического режима на лояльного проамериканского лидера.
Американский проект TAPI (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) способен сделать США чуть ли не единоличным партнером стран ЦАР.
ТАPI − магистральный газопровод протяжённостью 1,735 км из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию. Проектная мощность — 33 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — $8 - $10 млрд. Запуск проекта планировался на 2017 год.
Для этого, США должны впредь считать Афганистан полностью частью Центральной Азии: «Первым шагом в этом направлении будет превратить существующий формат «C5+1» в «C6+1».
Данная инициатива позволит обеспечить господство США в Евразии, поскольку строящийся газопровод TAPI уменьшит зависимость Европы и Центральной Азии от зарубежных стран в сферах энергетики и инфраструктуры.
Демократизация в Казахстане также не идет в нужом ключе, по мнению представителей из США. Последний отчет, представленный в 2015 году ген. инспектором госдепартамента США свидетельствует о том, что правительство Казахстана ограничивает свободу прессы.
Такая же ситуация наблюдается в Таджикистане. Однако, стоит заметить, что в отношениях Казахстана и США наблюдается положительная динамика к росту сотрудничества по вопросам политики и безопасности, торговли и инвестиций. Таджикистан же пока занимает более нейтральную позицию, благодаря своему лидеру Э.Рахмону.
Кыргызстан – страна, которая становится менее интересной для американских партнеров. Однако, работа и финансирование сомнительных проектов по повышению уровня демократии в стране продолжается. Приоритетной задачей публичной дипломатии США в этой стране является эмансипация женщин, поскольку получение политических прав предоставляют им право на участие в выборах в органы государственной власти.
С 2011 года USAID оказывает поддержку форуму женщин-депутатов, в который входят 21 женщина-депутат Парламента государства.
USAID через Национальный демократический институт организует для членов форума тренинги по публичным выступлениям, навыкам переговоров, работе со СМИ и с общинами. Таким образом, за ширмой борьбы за права женщин просматривается желание США напрямую влиять на текущую обстановку в стране.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что программы публичной дипломатии США имеют свой механизм влияния, способный полностью изменить политические настроения в той или иной стране. В связи с этим, вполне допустимо, что США будет всячески стремиться укреплять свое влияние на государства Центральной Азии, вытесняя оттуда других партнеров.
При создании благоприятного фона и финансовой поддержке нужных информационных ресурсов в государствах ЦАР вполне возможно формирование крепкого оппозиционного звена, целью которого будет продвижении идеологии ликвидации любых конкурентов США, а в дальнейшей перспективе вступление страны в Европейский союз и Североатлантический альянс.
Правила комментирования
comments powered by Disqus