90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

К чему готовят Туркмению?

30.01.2019 17:35

Политика

К чему готовят Туркмению?

Ашхабад предпринимает предвоенные меры, призывая резервистов, опасаясь прорыва боевиков из Афганистана. Но республика не способна защитить себя сама. Вопрос в том, на кого она уповает, говорится в статье «Росбалта»:

Как известно, Туркмения лидирует в рейтинге самых закрытых стран мира, население которой власти «кормят» исключительно благостной информацией. Поэтому официальные источники никогда не подтверждают никакого негатива, включая наличие голодных очередей, отсутствие элементарных свобод человека, гонение на инакомыслящих и т. д.  Опровергают они даже те сведения, скрыть которые уже невозможно: в республике идет учет резервистов, запрещен выезд из страны мужчин младше пятидесяти лет, которых в военкоматах проверяют на годность к военной службе, отправляя на медицинское обследование. По данным «Хроники Туркменистана», учет резервистов осуществляется очень строго — вплоть до обхода жилых домов «компетентными лицами».

Такие меры предпринимаются неспроста. По сведениям из различных источников, включая российские военные, почти вся афганско-туркменская граница находится под контролем исламских боевиков, в частности, запрещенного в России движения «Талибан», в столкновениях с которыми только в этом месяце погибли десятки афганских военнослужащих. Правда, заметим, за рубежом именно талибы никогда не активничали. Граница Туркмении с Афганистаном — ее протяженность составляет 800 километров — самая «дырявая» в Центральной Азии. А армия республики — самая дурно оснащенная и недееспособная в регионе. Между тем количество скопившихся на границе и в ее ареале боевиков оценивается уже в 20 тысяч.

Некоторые эксперты полагают, что информация об угрозе Туркмении со стороны талибов и других формирований, базирующихся в Афганистане, является «вбросовой» — с тем, чтобы оправдать возможные активные действия российских военных в регионе. То есть речь якобы идет о «маниакальном» стремлении России усилить свое военное присутствие в ЦА регионе, включая нейтральную Туркмению.

Но так ли это? От одной только «маниакальности русских» такие страны как Туркмения и Узбекистан вряд ли бы стали возобновлять давно забытую практику военного сотрудничества с Москвой и совместной с ней подготовки военнослужащих. Интенсивность сотрудничества военных РФ и государств Центральной Азии в 2018-м возросла на треть по сравнению с последними годами, и это официальная статистика. И, надо полагать, что наибольшую тревогу в контексте угроз прорыва в ЦА представляет именно граница между Туркменией и Афганистаном — она самая незащищенная. К кому в таком случае может обратиться Туркмения за помощью? В первую очередь — к России и Узбекистану. Москву упрашивать не придется: Центральная Азия является ее южным подбрюшьем, дестабилизация в котором мгновенно отразится на безопасности российских границ, да и вообще всей ЦА и Ирана, также граничащего с Афганистаном.

Иран, кстати, тоже подтверждает скопление боевиков на афганской территории, в частности, около 7 тысяч террористов запрещенного в России «Исламского государства», и утверждает, что США, на деньги Саудовской Аравии и ОАЭ, поставляют им оружие с целью давления на Иран, Россию и Китай.

В общем, несмотря на все внешнее показное веселье президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, республика готовится к террористической атаке и, не взирая на свой нейтралитет (или «благодаря» ему), ищет поддержки у крупных мировых игроков. Знаменательно уже то, что за долгие годы она впервые провела совместные тренировки с российскими военными, и вообще, похоже, в силу сложившейся ситуации с Афганистаном, постепенно отказывается от политики полного изоляционизма. В пользу этого говорят и встречи главы и других представителей руководства Туркмении с лидерами «нужных» стран и «нужных» международных организаций. Но в настоящее время действенную помощь Ашхабад может получить от России и ОДКБ, Узбекистана и Ирана. Возможно также — кое-какую — от Турции и Китая. Но идеальным для Туркмении все же видится создание коалиции со странами, жизненно заинтересованными в безопасности Центральной Азии и, в первую очередь, собственной. Правда, этому сильно мешает внеблоковый статус страны и «своеобразность» ее президента. Но кто знает, на что способен человек или государство, когда «жареный петух клюнет».

Вопрос-то еще и в том, в какое место и с какой интенсивностью «клюнет». Вполне вероятно, что на масштабный прорыв туркменской границы боевики не пойдут и ограничатся определенным ареалом. То есть несколько групп будут действовать локально — нанесут урон конкретным промышленным, инфраструктурным и иным туркменским объектам, расположенным вблизи афганской границы. Но и это создаст серьезные проблемы Ашхабаду — как экономические, так и политические, и не исключит вмешательства в создавшуюся ситуацию «защитников» Туркмении, которая пока — внешне, во всяком случае, — действует в одиночку.

Как сообщает издание «Туркменпортал» со ссылкой на информацию представителя штаба Государственной пограничной службы Туркмении, обстановка на границе «штатная» и находится под контролем компетентных силовых органов: «Никаких инцидентов, чрезвычайных происшествий и угроз вооруженного проникновения с сопредельной территории не наблюдается». На границе ведется круглосуточный мониторинг оперативной обстановки, угроз нападения на туркменскую границу нет. И вообще погранслужба «в состоянии нейтрализовать любую потенциальную угрозу».

А министерство обороны республики категорически опровергло информацию о подготовке к мобилизации резервистов — вооруженные силы Туркмении с действующим личным составом тоже «в состоянии отразить любые потенциальные угрозы безопасности». В общем, тишь да гладь: и на границе спокойно, и голодных очередей нет, и Туркмения только и делает, что бурно развивается да зачитывается многочисленными произведениями своего президента в стихах и прозе, а также распевает песни на его слова. А все остальное — враки и происки «вражеских голосов».

Говоря о враках, которые реально таковыми не являются. Туркмении никак не удается окончательно воплотить в жизнь проект строительства газопровода ТАПИ из республики в Афганистан, Пакистан и Индию. Прокладка трубопровода начата, но ее завершение регулярно откладывается. Проектная мощность трубы — 33 миллиарда кубометров газа в год. Стоимость проекта — порядка 10 миллиардов долларов. Но то для «заключительного аккорда» не хватает денег, то мешают события в Афганистане — это взаимоувязано. Для инвестора безопасность строительства и гарантии сохранения своих денег стоят во главе угла, а участки строительства в Афганистане время от времени подвергаются вооруженному нападению — их попросту блокируют.

Так что сопротивление этому трансграничному проекту, помимо иных соображений, тоже может рассматриваться в качестве одной из причин дестабилизации обстановки на границе: понятно, что в хаос никто не станет вкладываться. Более всего в срыве строительства ТАПИ заинтересован Катар, претендующий на монополизацию энергетических рынков Индии и Пакистана. Есть и другие антагонистичные ТАПИ центры силы, однако все относительно: прорыв боевиков в Центральную Азию для них гораздо более опасен, нежели незначительное усиление газовой конкуренции. Так что «коллективное творчество» разных политических игроков для нейтрализации боевиков на границах ЦА с Афганистаном вполне ожидаемо.

Тем более, что дестабилизация обстановки в ЦА ожидается и со стороны Таджикистана. В частности, РИА Новости передают о переброске неизвестными вертолетами боевиков запрещенного в России «Исламского государства» из Пакистана в Таджикистан. Как заявил на итоговой коллегии МВД по Татарстану замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов, «Там планируются, видимо, масштабные провокации в перспективе с выдавливанием большого количества беженцев и со всеми последствиями в сторону России». Как полагает силовик, особого внимания требуют приезжие из Таджикистана и Узбекистана — несмотря на то, что они стали вести себя «более законопослушно».Тем не менее, подчеркнул он, «та идеология, которую они сюда завозят, те их устремления изначально требуют нашего повышенного внимания».

Напомним, что в прошлом году в России ликвидировали 37 террористических ячеек, планировавших теракты на юге страны. Специалисты тогда отметили, что зачастую террористы привлекают в качестве исполнителей преступлений именно мигрантов из стран ЦА.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Гурбангулы Бердымухамедовым

30.01.2019 17:35

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Сергей Юрьевич  Глазьев

Глазьев Сергей Юрьевич

Советник Президента Российской Федерации

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
90 млн.

тонн химических отходов ежегодно производит Казахстан

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31