«Амниятчики» за время существования халифата создали сеть практически во всех важных для себя странах и регионах. Насколько я знаю, их агенты есть в России, Центральной Азии, Афганистане, Турции, Африке и Европе. Это люди, которые работают на террористов, но при этом ничем не выделяются из толпы», - эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко рассказал StanRadar.com о невидимых бойцах армии террористов.
StanRadar.com: Почему при упоминании ИГИЛ* очень часто вспоминают «Амният» и почему эта структура так важна?
- ИГИЛ* в свое время создали две армии. Первая – которую показывали по телевизору, и которая состояла из бородатых иностранных наемников. Именно они кричали «Аллах велик» и участвовали в перестрелках. Это «мясо». Они должны были быть расходным материалом в боевых столкновениях.
А вторая армия – армия «Амнията». Это внутренняя служба безопасности террористов. Она состоит из бывших офицеров иракских спецслужб. Они не только воюют, а занимаются сбором информации, ведут разведку и контрразведку, отвечают за пропаганду, руководят финансовыми операциями и так далее.
Об этих людях мало что известно. И только когда первую «официальную» армию разбомбили и бородатых ребят на танках не стало, возник вопрос – откуда взялись боевики, которые отрезают головы заложникам, нападают на старейшин и руководят точечными ударами по силовикам, которые настолько эффективны, что в некоторых странах люди просто боятся идти работать в органы правопорядка, опасаясь за свою жизнь и жизнь своей семьи?
То, что мы сейчас наблюдаем в Ираке, где ничего не могут сделать с так называемыми подпольными «спящими» ячейками – это и есть «Амният». Структура настолько засекреченная, что даже имя ее руководителя неизвестно.
StanRadar.com: То есть это такой мозговой центр, в котором сидят технологи?
- Это не столько мозговой центр, сколько достаточно развитая сетевая, горизонтальная структура, которая не имеет единого управленческого «полюса». Сегодня, после поражения халифата в Ираке и Сирии, проект ИГИЛ* перешёл в партизанский, подпольный формат. Сами идеологи ИГ* называют нынешнее состояние «Исламского государства»* «партизанским халифатом».
А подполье, партизанский образ существования – это как раз мир «Амнията». Поэтому мы не ошибемся, если назовем сегодняшнюю стадию проекта ИГИЛ* в Ираке «халифатом Амнията».
Подпольный халифат – это то, что проект ИГ* уже переживал в своем развитии, на самой ранней стадии возникновения. Во второй половине нулевых годов «отцы-основатели» будущего «халифата», несколько лет провели в партизанском подполье.
И тогда у них не было ни уникального опыта захвата власти на огромной территории, ни раскрученного бренда, ни развитой инфраструктуры пропаганды и информации. Наконец, не было Интернета.
Сейчас все это у вновь ушедшего в подполье проекта ИГИЛ* есть. И задача сети «Амнията» – сохранить «нелегальный халифат» до лучших времён, когда социально-политическая ситуация в том же Ираке станет благоприятной для возвращения «Исламского государства»* на большую региональную политическую сцену.
StanRadar.com: Насколько такой сценарий вероятен?
- Лидеры ИГ* не сомневаются, что рано или поздно это произойдет и, к сожалению, для такого оптимизма у них есть серьезные основания.
Одно из них – не снятый конфликт между суннитами и шиитами в Ираке, на котором, кстати, и «поднялся» ИГИЛ* пять-семь лет назад. Нельзя также исключать возможной поддержки проекта возрождения «халифата» со стороны части курдских групп, которые сегодня чувствуют себя обманутыми и снова становятся изгоями в Сирии.
Политтехнологи «Исламского государства»* уже оценили возможность большой игры с курдами: более полугода назад представители халифата сделали предложение о создании общей военно-политической коалиции сирийским курдам.
Тогда курдские лидеры этот призыв не услышали. Однако теперь, когда курды в Сирии попали под политический прессинг со стороны сразу нескольких центров влияния в регионе, они вполне могут изменить свое отношение к идее партнёрства с ИГ*.
Думаю, что мы ещё столкнемся с феноменом перехода части курдских боевиков, ранее воевавших против ИГИЛ*, под знамёна «халифата». Для этого только Турции, России и Башару Асаду надо не оставить им другого выбора. И, похоже, дело идёт именно к этому.
Партизанские же менеджеры ИГ* умеют ждать. Как любят повторять идеологи джихада, победа стоит на терпении. И сегодня они терпеливо ждут и возрождения старого конфликта между шиитами и суннитами, и появления новых союзников в лице части курдских групп.
Пространство для большой игры «Исламского государства* в регионе не стало меньше, просто игра теперь ведётся на других шахматных досках, где проект халифата ещё не потерпел своего окончательного поражения.
* террористическая организация, деятельность которой запрещена в России и Центральной Азии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus