В Киргизии не исключают смены правительства и ухода в отставку нынешнего премьера. Некоторые депутаты парламента и представители оппозиции едины в негативной оценке работы правительства.
Политолог Даниэл Кадырбеков довольно резко высказался о деятельности кабинета: «Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев никогда не был политиком. Его на должность предложил президент, это его человек, поэтому можно сказать, что проблемы не решаются из-за слабости главы государства Жээнбекова. Кроме того, это правительство не способно провести какие-либо реформы, изменить политическую или экономическую ситуацию в стране».
С такой оценкой Сооронбая Жээнбекова трудно согласиться. За год с небольшим президенту удалось провести, например, довольно жесткую антикоррупционную кампанию. Но вот с оценками деятельности правительства многие эксперты согласны.
Политолог Игорь Шестаков полагает: «Некоторые члены правительства являются выдвиженцами от политических партий, парламентских фракций. Соответственно, удивляет, что теперь определённые депутаты критикуют министров и весь кабинет. Наверное, им следовало отказаться от партийных списков членов правительства и отдать право премьеру самому назначать высших чиновников. Однако депутаты правы в том, что есть за что критиковать. Неудовлетворительная работа правительства видна хотя бы по тому, как резко сократились инвестиции в экономику страны».
Согласно данным Национального статистического комитета, объем инвестиций уменьшился с 530 до 345 млн. долларов. Шумкарбек Адылбек уулу, директор Агентства по продвижению и защите инвестиций, одной из причин называет общемировую тенденцию снижения объемов вложений иностранного капитала. Хотя пример соседнего Узбекистана говорит совсем об ином, туда инвестиционный поток в последний год резко усилился и исчисляется как минимум сотнями миллионов долларов, в том числе и из России.
В то же время, по данным того же агентства, объем реализованных инвестиционных проектов за прошлый год составил всего 28,2 млн. долларов, и было создано всего 39 рабочих мест. Для республики с населением более 6 млн. человек это ничтожно мало. То есть правительству, работающему с апреля прошлого года, так и не удалось создать программу по привлечению инвестиций, осуществить прорыв, на что надеялись бизнесмены, политики, эксперты.
Ранее бытовало мнение, что частая смена власти отпугивает инвесторов, для которых важна не столько форма правления в стране, сколько стабильность. В конце 2017 года впервые в истории независимой Киргизии осуществлен мирный переход власти от одного президента к другому, что должно было бы стать привлекательным для иностранного капитала, и он, по идее, должен был бы потянуться в страну. Однако этого не произошло.
Не совсем оптимистичными выглядят показатели республики и в рамках ЕАЭС. Положительными являются показатели в сотрудничестве только с Россией, с другими странами-членами экономического союза показатели ухудшились.
По информации Национального статистического комитета, «объем взаимной торговли Кыргызской Республики со странами ЕАЭС составил 2089,9 млн. долларов США, и по сравнению с январем-ноябрем 2017 г. снизился на 4,8 процента, в том числе импорт – 1589,9 млн. долларов США, снизившись на 6,1 процента, экспорт также снизился на 0,5 процента, составив 500,1 млн. долларов США».
В свою очередь, на недавней пресс-конференции министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая заявила, что «киргизские экспортеры не в полной мере используют свой экспортный потенциал». За 4,5 года, что Киргизия находится в ЕАЭС, в стране так и не смогли создать условия для увеличения объемов экспорта киргизской продукции на рынки экономического союза.
Определенная доля вины нынешнего правительства в этом тоже есть. Нынешнему кабинету, как и предыдущим, так и не удалось завершить устройство таможенных пунктов, фитосанитарных лабораторий. По этому поводу депутат Эльвира Сурабалдиева на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике заявила: «На границе необходимы рентген-аппараты для полной проверки грузов в большегрузных машинах. До этого времени были случаи, когда через границу под видом апельсинов перевозили мясо птицы. Если государственные органы были бы заинтересованы в решении этого вопроса, то давно бы решили».
Если взглянуть на список проблем, обсужденных в правительстве, то можно убедиться, что данная проблема слабо рассматривалась чиновниками. То, что так и не удалось обустроить границы, особенно с партнером по ЕАЭС Казахстаном, – прямое следствие недостаточного внимания к проблеме со стороны правительства.
После назначения нынешнего премьера и Кабинета министров в целом бишкекский политолог Марс Сариев высказал мнение, что правительство будет заниматься, прежде всего, решением технических, краткосрочных задач, вроде подготовки к отопительному сезону, и не стоит ждать от него некоего прорыва. Прогноз, увы, оказался верным: по прошествии девяти месяцев правительство так и не приступило к решению стратегических задач, занимаясь исключительно текущими вопросами, как если бы ситуация в экономике не являлась столь критичной. А она ухудшается с каждым днем. Например, госдолг страны в конце ноября прошлого года составил 4,4 млрд. долларов и растет ежемесячно на 50 млн., то есть в среднем за год увеличивается приблизительно на 10%. И при этом 44% внешнего долга приходится на Китай.
В таких случаях нередко прибегают к смене главы правительства. Однако выбор у президента и парламента невелик. Либо назначить кого-то из тех, кто уже был премьером, а тому мешают политические мотивы, либо искать нового человека и надеяться на удачный эксперимент.
Президент и парламент стоят перед нелегким выбором. В марте ожидается официальный визит президента России Владимира Путина. И наверняка будут обсуждаться некие совместные экономические проекты, а это новые сложные задачи, с которыми нынешнее правительство может и не справиться. Поэтому не будет сюрпризом, если правительство сменится еще до приезда высокого гостя.
Известный в стране гражданский активист Адиль Турдукулов заявил местной прессе: «Нынешнее правительство боится своей тени. Прошли президентские выборы, пришла новая власть. От новой власти, в том числе правительства, ждали существенных, актуальных идей и программ, которые поднимут экономику страны. Но меня огорчает то, что не только новые, но и старые идеи не воплощаются в жизнь… Рост экономики на 3,5 процента – это не то, что мы ожидали. Это признак того, что мы отстаем от мировой экономики. Поэтому президент, при содействии парламента, должен сформировать новое правительство. Надеемся, что новый глава правительства не будет зависим ни от президента, ни от парламента».
Правила комментирования
comments powered by Disqus