Ровно 14 лет назад, 24 марта 2005 года, в Кыргызстане произошла тюльпановая революция, когда оппозиционеры и народ свергли первого президента страны Аскара Акаева. С тех пор в Кыргызстане сменилось еще три президента, одного из которых также изгнали. Редакция Kaktus.media собрала высказывания всех, кто когда-либо занимал пост президента Кыргызстана, каким они видят этот день в истории независимого государства.
В каждом интервью за прошедшие 14 лет первый президент Кыргызстана описывает мартовские события 2005 года как негативное явление. Он отрицает факты коррупции, низкий уровень жизни в стране, клановость в госструктурах на тот момент. По его мнению, организаторами революции 2005 года являются третьи силы из западных стран и криминал.
В недавнем интервью кыргызской редакции BBC он заявил, что большинство протестующих на площади Ала-Тоо 24 марта были представителями криминалитета, которыми руководил Баяман Эркинбаев.
"Я был президентом 15 лет, и за все эти годы самым тяжелым для меня решением было покинуть Кыргызстан. Мы не думали, что в тот день на площади Ала-Тоо соберется криминал.
Об этом стало известно позже. Покойный Баяман Эркинбаев позже сам выступал в парламенте и говорил об этом. Он говорил, что был основной силой, приведшей к победе в революции, он привел на площадь 5-тысячную армию и поэтому требовал одну ветвь власти. Позже, собираясь участвовать в президентских выборах, он был застрелен", - рассказал Акаев.
Акаев утверждал, что ему предлагали применить против протестующих силу, но он отказался и уехал из страны, чтобы избежать жертв. Кроме того, политик обвинил оппозицию и бывшего президента Курманбека Бакиева в том, что они виноваты в гибели людей в аксыйских событиях.
На протяжении всех пяти лет президентства Курманбека Бакиева 24 марта отмечалось по-особенному: обрело статус красного дня, на площади устраивались концерты и гулянья. В народе этот день также называли личным праздником Бакиева, хотя другое название - "день мародера" - прижилось лучше. После изгнания Курманбека Бакиева этот день перестанут считать праздником на официальном уровне.
Изгнанный президент не так часто, в отличие от Акаева, говорил о событиях 2005 года. Но если и говорил, то всегда подчеркивал, что в 2005 году была народная революция, а в 2010-м - нет. Вспоминаем его высказывания из интервью 2017 года.
"Он [Акаев] почти 15 лет проработал. Много очень сделал для страны в деле перехода на рыночную экономику. Кыргызстан - одна из немногих стран Центральной Азии, перешедших на свою национальную валюту и т. д. Много демократических преобразований было сделано. Заслуги Акаева нельзя отрицать. Очень хорошие шли реформы… Хотя реформы безболезненно никогда не проходят.
Я бы сказал, особенно неудачно прошла реформа в аграрном секторе, в отличие от Беларуси. Там разбомбили все колхозы-совхозы, в 1995-1996 годах люди были на грани голода. Это была, конечно, большая ошибка. А в целом до 1997-1998 годов, я считаю, он эффективно работал. Но жизнь есть жизнь, от ошибок никто не застрахован. Были всякие ошибки, о которых не хотелось бы говорить. А отношение у меня к нему не изменилось. Я как относился к нему уважительно, так и отношусь.
В 2005 году была революция, а в 2010-м - нет. В 2005 году все регионы Кыргызстана поднялись. Народ был недоволен фальсификацией результатов парламентских выборов.
А в 2010 году около двух тысяч хорошо вооруженных людей возле "Белого дома" стреляли из автоматов, пулеметов, гранатометов, даже БТР откуда-то пригнали, из крупнокалиберного пулемета с БТР стреляли по "Белому дому". Это не назовешь революцией", - сказал Бакиев.
"В Кыргызстане революция 24 марта не достигла своей цели, потому что у нас не было опыта построения демократии" - именно такое заявление сделала в 2011 году Роза Отунбаева, когда занимала пост президента переходного периода.
По ее словам, экс-президенты Аскар Акаев и Курманбек Бакиев приватизировали власть.
"После обретения независимости наша страна воспринималась во всем мире как государство, развивающееся по демократическому пути. Узурпация власти началась с 1994 года, впоследствии один и тот же человек становился президентом трижды, что противоречило Конституции. Кроме того, оказывалось давление на парламент.
Почему мы не достигли цели революции 2005 года? Это произошло потому, что у нас не было опыта в построении демократии, в то время как на Западе за нее боролись веками. Не было у нас и понимания того, какая система правления Кыргызстану наиболее подходит.
Курманбек Бакиев провозгласил систему регионализма и трайбализма, прибрав к рукам все государственные ресурсы. Попытки его бывших соратников повлиять на него не увенчались успехом, что вынудило оппозиционные силы объединиться против его политики в народное движение. Туда вошли 12 оппозиционных структур и 7 политических партий. Именно с этого времени началась борьба за демократию", - сказала тогда Роза Отунбаева.
За свой шестилетний срок на посту президента Алмазбек Атамбаев выступал с одинаковой риторикой в отношении событий в марте 2005 года. Экс-президент в своих речах выступал с жесткой критикой в адрес Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, подчеркивал, что народная революция 2005 года была украдена и лишь пять лет спустя удалось исправить ошибки.
Вот что говорил сам Атамбаев во время встречи с журналистами в 2016 году.
"Я стеснялся говорить о том, что было 24 марта 2005 года, потому что вы знаете, уже ночью 25 марта оказалось, что Бакиевы привели с собой бандюганов Рысбека Акматбаева и других, видимо, потом за это Бекназаров реабилитировал Акматбаева. Но это было страшно.
Вы знаете, что я ни в какой дележке власти не участвовал, полгода я отказывался куда-либо идти, пока меня не уговорили в Министерство промышленности, потому что 24 марта 2005 года мы шли совсем с другими настроениями. Со мной тогда было очень много народа.
Почему вообще революция была названа тюльпановой? Потому что это символ нашей партии был. Этот символ в свое время я сам нарисовал - тюльпан. Все наши плакаты были с тюльпанами.
В истории говорится о колонне во главе с Бакиевым, на самом деле его колонну разогнали, а сам Бакиев убежал манты кушать, как он сам говорил. И "Белый дом", конечно, по-другому пал. Это пришла колонна горожан. Когда некоторые "артисты-клоуны" говорят, что в 2005 году южане были, а в 2010 году северяне вышли, - это неправда.
Это горожане в 2005 году вышли, в том числе очень много кеминцев было, также все нации были. Но мы, конечно, вышли совсем с другими мыслями, мы хотели прийти и сказать Акаеву: слушай, ты больше не должен избираться в президенты.
Почему у нас были революции в 2005 и в 2010 годах? Потому что люди уже не верили, что Акаев, например, добровольно уйдет.
По Конституции при Акаеве так было, что он должен отработать 2 срока по 5 лет. И вот он в 1991 году первый срок сидел, и в 2005 году он опять первый срок сидел, по расчетам Акаева, Бакиева и его приближенных. То есть академик не умел прибавить 5 к 5. Такая ситуация была.
Сами выборы проводились, конечно, страшно. В 2000 году я победил с двукратным перевесом в "Асанбае", мандат дали другому кандидату. Поэтому, когда люди, видя, что власть не собирается проводить честные выборы и что власть невозможно поменять демократическими приемами, решают эту власть однажды менять совсем другим путем. Это, возможно, приносит часто беду, мы это видим во всех арабских странах, мы это видели в 2005 году, когда такая радость для нас была, а уже ночью начались погромы.
А потом мы смотрим, что пришла семейка, которая намного страшнее акаевской, хотя мне сам Бакиев Богом, хлебом клялся, что не будет никогда как при Акаеве, я это помню, как сегодня.
Многие потом меня винили и говорили, что я привел к власти бакиевскую семейку, бандюганов. Нам было стыдно. Но я считаю, что правильно тогда выпнули Акаева, он до сих пор сидел бы, и стало бы намного хуже. Бакиев же - достойный ученик Акаева, он при нем работал, начиная от мелких должностей, и дошел до губернатора, премьера…
Есть три эпохальных дня для Кыргызстана - 17 марта, 24 марта, 7 апреля, и эти дни должны быть отмечены как красные дни календаря", - сказал тогда экс-президент.
В отличие от четырех президентов Сооронбай Жээнбеков не был ключевым игроком во время событий 2005 года. Но так же как и Алмазбек Атамбаев, действующий президент подчеркивает, что интересы народа были преданы, а цели тюльпановой революции не были достигнуты.
"Мы должны помнить первую мартовскую народную революцию - одну из самых ярких страниц в новейшей истории Кыргызстана. Мы обязаны извлечь уроки из аксыйских событий 2002 года и народной революции 2005 года. Благодаря крепкой воле народа и апрельской революции нам представился второй исторический шанс.
Мы ответственны за построение справедливого и правового, свободного и развитого государства, о котором мечтали наши предки и соотечественники, отдавшие жизнь ради будущего Родины. Власть сильна только тогда, когда опирается на поддержку народа", - сказал Сооронбай Жээнбеков в 2018 году.
Уроки мартовской народной революции вдохновляют нас на высокие цели и всегда будут служить напоминанием, чтобы мы не сбились с верного пути развития.
Обращение президента в этом году не сильно отличается от прошлогоднего. Но в этот раз президент сделал упор на то, что он, как глава государства, не допустит семейно-кланового правления в Кыргызстане. В последнее время экс-президент Алмазбек Атамбаев и ряд оппозиционных деятелей критикуют Сооронбая Жээнбекова, говоря, что он и его окружение снова приводят политическую ситуацию в стране к семейно-клановому правлению, как это было во времена Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
"24 марта 2005 года - одна из самых ярких страниц истории борьбы кыргызского народа против семейно-кланового правления, против коррупции, за построение свободного государства и справедливого общества.
Мартовские события показали несгибаемую волю и твердую решимость нашего народа за независимость и достойную жизнь. Доказали, что именно народ является единственным источником власти и не допустит беззакония.
К сожалению, мартовская революция не достигла своей цели. Не сбылась светлая мечта народа об установлении честной и справедливой власти. И власть, и общество должны извлечь серьезный урок из аксыйских событий, мартовской и апрельской народных революций. Мы никогда не допустим семейно-кланового правления!" - сказал президент в этом году.
Правила комментирования
comments powered by Disqus