Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев и посетивший с государственным визитом в эту страну президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин 20 апреля в Ташкент открыли Дом корейской культуры и искусства. Объект, представляемый местными СМИ в качестве символа начала нового периода между двумя народами и государствами, как сказал «Озодлику» 19 апреля генеральный директор ООО «Sehwa Construction» Cho Jongyoung, за счет оболванивания корейского подрядчика и узбекистанских кредиторов.
Глава «Sehwa Construction» говорит, что правительство Узбекистана потребовало от него завершить строительство здания на шесть месяцев раньше срока, пообещав покрыть все необходимые расходы, но не выполнило данных обещаний, в результате чего он был вынужден обратиться в суд с просьбой признать его компанию банкротом.
Некрасивый конфликт, кроющийся за красивым фасадом
В Ташкенте 20 апреля президент Узбекистана Шавкат Мирзияев и президент Республики Корея Мун Чжэ Ин вместе с супругами торжественно открыли Дом корейской культуры и искусства.
Предложение о строительстве в центре Ташкента специального дома культуры, который стал бы символом дружбы двух стран, в июне 2014 года впервые озвучил ныне покойный президент Ислам Каримов на встрече с прибывшей в Узбекистан тогдашней главой Южной Кореи Пак Кын Хе.
Это предложение пришлось по душе тоглашнему руководству Сеула. В результате, правительство Южной Кореи взяло на себя расходы по строительству данного объекта, который должен был быть подарен Ассоциации корейцев в Узбекистане. На строительство Дома корейской культуры в Ташкенте Южная Корея выделила около 5 миллионов долларов США, в качестве генерального подрядчика была выбрана южнокорейская компания SDAG E&C.
В свою очередь, данная южнокорейская компания, получившая 20 процентов от стоимости проекта для реализации проектных и инженерных работ, выбрала в качестве местного генерального подрядчика зарегистрированное в Узбекистане ООО «Sehwa Construction».
Данное ООО, в свою очередь, наняло в качестве субподрядчиков десятки местных строительных компаний. (Распоряжении редакции «Озодлика» имеется список этих субподрядчиков).
Правительство Узбекистана выделило под строительство Дома корейской культуры и искусства 4 гектара земли в Яшнабадском районе Ташкента и пообещало предоставить ряд льгот генеральному подрядчику.
Специальным постановлением Кабинета Министров Узбекистана №381 от 8 ноября 2016 года (после прихода к власти Шавката Мирзияева) компании «Sehwa Construction» было предоставлено право покупать такие основные строительные материалы как цветной металл и цемент в два раза дешевле биржевой цены. Помимо этого, данному ООО были предоставлены ряд налоговых льгот.
20 мая 2016 года Шавкат Мирзияев, занимавший тогда пост премьер-министра Узбекистана, и прибывший в Ташкент глава южнокорейского правительства Хван Гё Ан дали старт строительству Дома корейской культуры и искусства, оплата за первоначальную часть работы субподрядчикам была произведена своевременно.
Однако, как сказал 19 апреля в разговоре с репортером «Озодлика» генеральный директор ООО «Sehwa Construction» Cho Jongyoung, к концу 2017 года ситуация неожиданно изменилась.
– Строительство началось с июля 2017 года. В ноябре того же года исполнение постановления №381 было приостановлено без каких-либо объяснений. В бирже сослались на постановление президента №3386 от 14 ноября 2017 года. После этого цены на покупаемые нами основные строительные товары поднялись в два-три раза.
Южнокорейское правительство заявило, что не станет выделять дополнительные средства на строительство объекта. Я своевременно сообщил узбекскому правительству, что не смогу продолжить строительство объекта в сложившейся ситуации. Я объяснил им, что в противном случае задолжаю субподрядчикам.
Однако они оказали на меня сильнейшее давление – либо продолжишь строительство, либо окажешься в тюрьме, заявили мне узбекские власти. Они устно пообещали мне компенсировать дополнительные расходы и потребовали продолжить строительство. Я продолжил стройку объекта, поверив их обещаниям, – говорит генеральный директор компании «Sehwa Construction».
По его словам, давление со стороны премьер-министра Узбекистана, потребовавшего от руководства «Sehwa Construction» завершить строительство Дома корейской культуры и искусства в июне 2018 года, а не в декабре 2018 года, как это было запланировано ранее, еще больше усугубило запутанность ситуации.
– Нам пришлось ускорить строительство, что привело к увеличению расходов. Когда я объяснил узбекским властям, что южнокорейское правительство больше не даст нам ни копейки, правительство поручило ташкентскому филиалу «Узсаноаткурилишбанка» выделить нам кредит в размере 10 миллиардов сумов.
Мы сдали объект в эксплуатацию в сентябре 2018 года, но нас оболванили – правительство Узбекистана не предоставило обещанную компенсацию. В результате, я понес убытки в размере 10 миллиардов сумов (около 1 миллиона 200 тысяч долларов США – Ред.), – говорит в разговоре с репортером «Озодлика» генеральный директор ООО «Sehwa Construction» Cho Jongyoung.
Кредиторы подали в суд
Десятки узбекистанских субподрядчиков, завершившие вовремя строительство объекта, однако до сих пор не получившие за свою работу оплату в размере сотни миллионов сумов, а также ташкентский филиал «Узсаноаткурилишбанка», выдавший кредит ООО «Sehwa Construction» без какого-либо залога (под давлением узбекского правительство – Ред.), в начале этого года обратились в Ташкентский межрайонный экономический суд с просьбой взыскать долги со строительной компании.
В феврале этого года суд предоставил ООО «Sehwa Construction» месячный срок для покрытия долгов перед банком и истцами-субподрядчиками, но после того, как компания не смогла выполнить данное требование, исполнение решения суда было передано в Бюро принулительного исполнения.
В это же время генеральный директор ООО «Sehwa Construction» Cho Jongyoung обратился в тот же Ташкентский межрайонный экономический суд с просьбой признать его компанию банкротом.
– После того, как мне не предоставили обещанную компенсацию, мои деньги на банковских счетах были арестованы – как я мог выплатить долги в данной ситуации? Они не только оболванили меня, но и выставили виновным! Сейчас ни в Ташкенте, ни в Сеуле не осталось никого, кто мог бы выслушать меня, – жалуется Cho Jongyoung.
В разговоре с «Озодликом» кредиторы строительной компании сказали, что оказались жертвами большой игры.
– Мы выполнили все требования, указанные в договоре. Мы простые люди и не очень понимаем подобные жульнические игры. Мы обвиняем господина Cho Jongyoung в невыполнении своих обязанностей, а он в свою очередь жалуется вам на вышестоящих чиновников. Выходит, что и нас, и господина Choна просто оболванили.
Они пытаются закрыть нам рты, опасаясь, что этот вопрос превратиться в политический скандал. Но ведь мы должны выплатить зарплату своим работникам. К кому мы должны обратиться?, – сказал нашему репортеру один из кредиторов ООО «Sehwa Construction», пожелавший остаться неизвестным.
Южнокорейский строитель, оставшийся у разбитого корыта
50-летний гражданин Южной Кореи Cho Jongyoung, который до открытия в 2015 году в Узбекистане ООО «Sehwa Construction» работал представителем компании LG в постсоветских странах, говорит «Озодлику», что был плохо информирован о различных махинациях в бизнес-среде Узбекистана.
– Я оказался в таком положении, поверив правительству, устным обещаниям премьер-министра. Сейчас все просто ненавидят меня. Завтра два президента примут участие в торжественном открытии Дома корейской культуры и искусства. Однако меня даже близко не подпускают к участию на этом мероприятии.
Три дня назад мне предложили какие-то меры для решения проблемы, чтобы не омрачить визит южнокорейского президента. Но пока все это лишь пустые разговоры. Я не крал ничьи деньги, у меня имеется подробный аудит о каждой потраченной на строительство копейке.
Помимо всего прочего, сейчас я лишился своего капитала в 1 миллиард сумов, потраченные на открытие «Sehwa Construction», – сказал в разговоре с нашим репортером Cho Jongyoung накануне открытия Дома корейской культуры и искусства в Ташкенте.
«Озодлик» связался с представителями Бюро принудительного исполнения Яккасарайского района и юридическим отделом «Узсаноаткурилишбанка», чтобы получить комментарий относительно позиции властей на ситуацию, сложившеюся вокруг компании «Sehwa Construction», которая оказалась на грани банкротства после выполнения важнейшего проекта между двумя странами.
Представители БПИ и банка частично подтвердили информацию, полученную у южнокорейского предпринимателя Cho Jongyoung и кредиторов, но после прервали связь, так и не дав полного ответа на вопросы нашего репортера.
Редакции «Озодлика» пока не удалось получить комментарий в офисе премьер-министра Абдуллы Арипова.
Правила комментирования
comments powered by Disqus