По завершению нынешнего апреля я посчитал уместным сформировать небольшое оценочное мнение о Сооронбае Жээнбекове как о президенте.
Почему именно после апреля спросите вы, я отвечу вам тем, что именно после 19 апреля 2018 года – когда премьер-министр Сапар Исаков был отправлен Жээнбековым в отставку и начитается его позиционирование как самостоятельного главы государства.
Спустя год после нейтрализации ближайшего окружения экс президента Атамбаева со всех руководящих государственных постов, многое в политике у нас изменилось, но полностью осмыслить происходящее еще непросто. И в канун так называемого «политического года» правления президента Жээнбекова важно уловить логику его действий, чтобы понять – что нас ждет впереди и куда плывет наш «корабль»?
В период с мая месяца по октябрь 2018-го года внутриполитические изменения в высших эшелонах власти Кыргызстана можно охарактеризовать как «революционными». Я хорошо помню свои тогдашние впечатления — это было небывалое оживление внутри гражданского сектора и тихое торжество справедливости.
Нужно отметить, что именно в этот период президент Жээнбеков имел внушительную поддержку среди населения и высокую легитимность своей власти. И это был очень удачный момент для мобилизации общества и реализации непопулярных реформ. Именно в этот период опальный экс-президента Атамбаев был наиболее уязвим и был готов принять любые условия политического перемирия с Жээнбековым.
Публичные встречи президента с представителями НПО, потом с СМИ, с экс спикерами парламента, его регулярные тезисы о борьбе с коррупцией, в свою очередь породили в обществе ожидание радикальных преобразований. Ожидания грядущих перемен были у всех, даже у противников новой власти, но президент Жээнбеков после кадровой зачистки, отпустил педаль «газа».
Возможно, что наши ожидания были обманчивыми, похоже мы сами в своей голове невольно сформировали этот образ политического реформатора. Хотя если внимательно присмотреться к политическому бэкграунду Сооронбая Жээнбекова, он в большей степени – консерватор, если быть точнее неоконсерватор чем реформист. Мне кажется кризис парламентаризма и распространение в Кыргызстане либеральных ценностей в частности касающихся отношения к семье, к ЛГБТ и религии способствовало развитию неоконсерватизма.
Сооронбай Шарипович как мы знаем, прошел все ступени государственного служащего, начиная от инструктора райкома партии дойдя до кресла главы президентской администрации. Как мы могли уже заметить, он консервативен не только в политике, но и в семье, а также в отношении к религии. Пройдя большую аппаратную школу Сооронбай Жээнбеков научился искусно маневрировать на длинной дистанции не входя в открытый конфликт со своими оппонентами.
Это умение терпеливо выжидать и тихо делать свое дело, дало ему возможность пережить всех своих более ярких и сильных конкурентов. Я думаю нам не стоит ждать от нынешнего президента резких телодвижений и нестандартных шагов, в этом отношении он является полной противоположностью импульсивному и острому на язык Атамбаеву. Становится очевидным, что Жээнбеков и сам понимает неотвратимость перемен, но он хочет это делать без спешки и давления из вне.
Если посмотреть прошедший период после его избрания главой государства реальных изменений в экономике страны не произошло, но и не было резкого падения вниз. Обещанного с прошлого года изменения структуры правительства так и не произошло, даже члены парламента успели об этом позабыть. Новые руководители ГКНБ, Генеральной прокуратуры и МВД продолжают служить с оглядкой на «7-й этаж».
Поскольку ожидания населения в полной мере не оправдались, то по логике вещей начали появляться разочарованные, а после на авансцену вышли раздраженные. Как правило у нас это происходит с наступлением весны. Политическая весна оправдала все наши декабрьские прогнозы. Атамбаев умело воспользовался моментом и представил себя публике в новом образе «обманутого вождя».
Как результат (к апрелю 2019 года), население осталось с завышенными ожиданиями, в стране сформировалась внесистемная оппозиция, а власть сегодня вынуждена быть очень «осторожной» в своих действиях.
Затянувшееся противостояние внутри правящей партии СДПК, в итоге стало просто раздражать людей. Сегодня мы наблюдаем как власть и оппозиция прибегают к манипуляции общественным сознанием. В публичное пространство начали забрасываться «фейковые» новости и люди уже не знают чему верить, в целом чувствуется усталость от политического контента. И главной причиной всего это является отсутствие у общества четкого понимания страновой стратегии: куда мы все движемся?
Из позитивных моментов, влияющих на сохранение рейтинга президента Жээнбекова можно выделить устойчивую обратную связь с населением исполнительных органов власти. Также немаловажным достижением новой власти является наличие реальной свободы слова в Кыргызстане, это даже было отмечено в годовом докладе госдепартамента США по ситуации с правами человека в странах Центральной Азии. Социальные сети остаются в Кыргызстане свободными и все больше превращаются в реальный инструмент влияние на политический процесс.
Борьба с коррупцией как мы можем наблюдать, остается для главы государства приоритетом номер один и здесь нужно признать есть результаты, но нерешенный вопрос статуса скандально известного Раима Матраимова у общества вызывает справедливое недоумение.
Во внешней политики президент Жээнбеков подтверждая свою консервативность, в короткие сроки сумел восстановить партнерские отношения с традиционными союзниками Кыргызстана по региону, которые были испорчены в свое время несдержанной риторикой экс президента Атамбаева.
Главной же проблемой президента я считаю является отсутствие рядом сильной команды — это является ключевым пробелом и причиной последних тактических ошибок «7-го этажа». Существующий подбор кадров через критерий личной преданности и сохранения регионального баланса приведет систему управления к неизбежному кризису.
Резюмируя свою мысль, могу предположить, что Сооронбай Жээнбеков не стал идти на радикальные реформы, прекрасно понимая, что при наличии слабого правительства он может оказаться заложником своих непопулярных политических шагов. Тем более мы видим, что наше общество не готово к непопулярным решениям правительства затрагивающие их повседневную жизнь.
Правила комментирования
comments powered by Disqus