В столице Кыргызстана состоялся прямой телемост с Санкт-Петербургом, посвященный 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Видеозвонок связал детей двух поколений – военного и нынешнего. Дети блокады пообщались с молодежью, которой сегодня особенно необходимо знать и помнить те трагические дни.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Немцы взяли город в кольцо 8 сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались полному освобождению. Но в течение полугода после снятия блокады враги еще оставались под Ленинградом: их войска находились в Петрозаводске и Выборге. Солдаты Красной Армии прогнали фашистов от подступов к городу в ходе наступательной операции только летом 1944 года. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. От фашистских бомбежек погибли лишь 3% людей, остальные 97% - от голода: ежедневно от истощения умирали около 4 тысяч человек. Когда запасы еды закончились, люди стали употреблять в пищу жмых, обойный клей, кожаные ремни и ботинки…
Кукла-спасительница
Сейчас юные жители блокадного Ленинграда уже поседели, но, несмотря на пережитое, сохранили оптимизм и добрые чувства. В то страшное время перенести ужасы блокады, бомбежки и голод ленинградским детям помогали игрушки. Необычную историю своего спасения рассказала блокадница, член Совета Общественного движения «Вечно живые» Ирина Алексеевна Зимнева. Девочке не было и трех лет, когда из Ленинграда отправили эвакуационный эшелон с детьми. На прощание мама вручила малышке куклу Валечку и наказала хранить вещицу, связанную с родным домом.
«Сколько всего в вагонах ехало детей никто не знает, приблизительно от 2 до 3 тысяч. Ребятишек подсаживали на остановках во время следования состава. Еды не было, нас не кормили 8 дней. Многие в дороге умерли. На станции Лычково нас в первый раз высадили, чтобы покормить. А когда мы сели обратно в эшелон, налетели немецкие самолеты, начали бомбить поезд, хотя он был с красными крестами – санитарный. Дети разбегались, а немцы обстреливали их из пулеметов. Погибли практически все. Живыми откликнулось меньше 20 детишек, среди которых оказалась и я. После налета бомбардировщиков выживших отправили встречным поездом в Ленинград. На следующий день местные жители принялись разбирать детские останки. Мальчик Алеша увидел куклу, торчащую из-под трупов, попытался поднять, но игрушка была крепко зажата в моей руке. Тогда меня и откопали», – рассказывает блокадница.
Маленькой Ире действительно повезло, прямо над ней загнулся кусок железа, на который упали обгоревшие доски. Так образовался воздушный мешок, позволивший ребенку дышать. Девочку приютила семья паренька-спасителя, а потом пришли немцы и выгнали их из дома в землянку на болоте. Там после смерти двоих детей мама Алеши через линию фронта отправила малышку Иру обратно в Ленинград.
Блокада стала тяжелейшим испытанием для всех ленинградцев – мужчин и женщин, стариков и детей. Однако те девочки и мальчики, которые наравне со взрослыми, помогали городу, даже не задумывались о том, что совершают героические поступки. Сегодня они говорят о войне лишь общими словами, все больше про Победу, и про то, как важно сохранять мир.
«Всем жителям осажденного города было и голодно и холодно. Дети воспринимали это нормой жизни. Все находились в одинаковых условиях. Поэтому движение «Бессмертный Ленинград» создано для того, чтобы в памяти людской сохранилась память о том, что было пережито ленинградцами и городом. Чтобы нынешнее поколение никогда не испытало таких тягот. Сегодня мы стараемся развить в детях чувство гордости и любви к городу», – подытожила Ирина Алексеевна.
Чай с землей
На детские плечи выпало немало забот. Во избежание перебоев в обеспечении фронта и ленинградцев хлебом с 20 ноября 1941 года установили норму для служащих, иждивенцев и детей – те самые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Конечно, многие понятия, привычные детям военного времени, сегодня непонятны молодежи. Председатель общества блокадников Ленинграда в Кыргызстане Анна Алексеевна Кутанова часто беседует со школьниками, чтобы они не забывали о героических страницах истории. Ее семья прошла всю блокаду. В 12 лет девочка уже могла обезвредить зажигательную бомбу, а в 13 – получила медаль «За оборону Ленинграда».
«В начале блокады германская авиация подожгла Бадаевские склады, где хранились продовольственные запасы, осталась лишь подслащенная земля. Мы ссыпали ее в баночку, набирали воду из речки и пили такой «чай». Голод был, конечно, страшный. На семью у нас было 500 граммов хлеба: по 125 граммов выдавали мне и сестре, мама, как работающая, получала 250. Ели столярный клей, из кожаных ремней варили суп», – вспоминает Анна Алексеевна.
– «Мы со сверстниками чистили подвалы и чердаки от хлама, потому что захватчики сбрасывали зажигательные бомбы и мог начаться пожар. Заносили большие бочки, заливали их водой, в ящики насыпали песок, чтобы обезвреживать бомбы. Дежурили на крышах во время тревоги. Обстрелы длились по пять, а то и по восемь часов, ночью и днем. Стоял ужасный гул от немецких самолетов, казалось, что земля уходит из-под ног. Мы были подростками, но старались делать все, даже не знаю, откуда силы брались. Современное поколение обязательно должно понимать, насколько страшна война, жить в мире и согласии».
Испанские бананы
По видеосвязи присоединились дети блокады, живущие в Испании. Асусену Фернандес и Викторию Иглесиас эвакуировали в СССР в конце 30-х годов прошлого века. Сегодня они живут в испанском городе Бильбао, но хорошо помнят события страшных дней, которые им довелось пережить детьми.
«Мы все беды военного времени прошли вместе с советским народом и знаем, что такое фашизм. Сначала он мучил нас в Испании, а потом перешел в Россию. Мой детский дом находился в Пушкино, мы прекрасно жили там, пока не началась война. Нас вывезли из Ленинграда в 42-м году и отправили в город Молотовск Кировской области. Переезд был тяжелым, наш поезд бомбили. Больше недели мы провели в лесу, ели что придется, даже лопухи. Называли их «испанскими бананами»», – смеется Асусена Фернандес.
– «Так и добрались. Рядом с детдомом, в который нас определили, находился русский интернат для глухонемых детей. Несмотря на трудные времена, не проходило и дня, чтобы мы не поели тепленького супа, а у ребят напротив такого не было, поэтому мы делились с ними хлебом. Летом собирали урожай в колхозах, работали, пока не падали с ног от усталости. Но мы знали, что это наша обязанность – помогать Советскому Союзу. И сегодня главная задача всего мира – не допустить повторные кровопролития. Мы всегда будем вспоминать и защищать Россию, где бы ни находились. Мы хоть и родились в Испании, но сделаны в СССР».
Мама для 160 детей
В перерывах между рассказами о блокаде бишкекские школьники читали проникновенные стихотворения. Одно из произведений особенно растрогало присутствующих. История о кыргызстанке Токтогон Алтыбасаровой, которая в 42-м приняла 160 эвакуированных детей из Ленинграда. В 16 лет девочка стала председателем сельского совета в селе Курменты. Детей она разместила в общежитии местного колхоза. Десять лет маленькие ленинградцы находились под ее попечением. Среди них была и Валентина Ивановна Ащеулова, которая попала в Кыргызстан пятилетней девочкой.
«Мы ехали в Кыргызстан в телячьих вагонах вместе с коровами и лошадьми. Детдом имени Крупской был переполнен, и нас отправили на Иссык-Куль, в село Курменты. Там нас разместили в большой бане, постелили солому, выдали суконные одеяла – одно на четверых. После стали определять в детдома. Я оказалась в Чон-Саруу. От голода дети очень исхудали. Кормили нас затирухой из ячменной крупы. Потом благодаря просьбе нашей председательницы Токтогон нас стали поддерживать колхозники. Кто тыкву запеченную принесет, кто морковку, хлеба тогда не было. Еды на всех не хватало. Мы с ленинградскими подружками собирали одуванчики, траву всякую, огрызки. Сильно настрадались. Я каждый день спрашивала у воспитательницы, когда за мной мама приедет», – расплакалась Валентина Ивановна.
Эстафета поколений
Блокадники не только делились своими воспоминаниями, но и давали наставления молодому поколению, советуя в первую очередь уважать старших и хорошо учиться. Ленинградцы с особым трепетом относились к воспитателям и учителям. По словам Владимира Владимировича Турбина, в блокадном Ленинграде работало 98 детских садов и 39 школ. В благодарность общественная организация «Дети блокады-900» планируют установить обелиск в честь педагогов непокоренного города.
«Мне было всего 2 года, когда началась война. Практически всю блокаду я провел в круглосуточном детском саду, поскольку родители день и ночь работали на заводах. Детсад располагался недалеко от нашего дома, и до сих пор я вижу его из окна. Мне доставляет большое удовольствие бывать в тех стенах, где я рос в блокаду, беседовать с малышами. Я рад, что у них другое детство, без страха и войны. Навсегда в наших сердцах останется память о воспитателях детских садов и школьных учителях. Они не просто сохранили грамотность населения, а воспитали невероятно активное поколение, которое восстановило город в кратчайшее время, а также достигло выдающихся успехов в строительстве, науке и культуре», – пояснил Турбин.
Эмоционально и быстро пролетели полтора часа телеконференции: дети и взрослые читали стихи, слушали истории очевидцев, украдкой смахивая слезы. Как отметила соорганизатор телемоста, руководитель студии риторики и ораторского мастерства «Школа Сократа» Ирина Тарасова, мероприятие – это эстафета поколений, которая показывает детям пример мужества, силы духа, нравственности и патриотизма. Завершилась встреча совместным исполнением популярной военной песни «Катюша».
Правила комментирования
comments powered by Disqus