Государственная таможенная служба Туркменистана 3 августа заявила о последовательной поддержке Ашхабадом транспортно-коммуникационных проектов, направленных на развитие сотрудничества между странами Центральной Азии. И хотя таких проектов в регионе реализуется несколько, акцент в этом сообщении сделан на проекте «Лазуритового коридора», призванном связать Афганистан с Европой.
Лазурит – полудрагоценный камень, который с древнейших времен добывали в северо-восточных районах Афганистана (Бадашхане) и доставляли оттуда во все части света, включая Ближний Восток и Европу. В Средневековье его называли ляпис-лазурью. По аналогии с самым известным афганским товаром и получил название «Лазуритовый коридор» – новый транспортный маршрут, который должен пройти от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Кавказ и Турцию в Европу. Его география очень напоминает лоббируемый с начала 1990-х гг. Евросоюзом проект ТРАСЕКА, который также должен был связать Европу с Центральной Азией. Только продвигается он на этот раз не с западной, а с восточной стороны.
Трасса «Лазуритового коридора»
Проект создания «Лазуритового коридора» прорабатывался с 2012 г. Однако соглашение по нему было подписано Туркменией, Азербайджаном, Грузией, Ираном и Турцией лишь два года назад – 15 ноября 2017 г. в ходе 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану в Ашхабаде. С помощью железных и автомобильных дорог этот коридор, как предполагается, свяжет город Торгунди в афганской провинции Герат с Ашхабадом и портом Туркменбаши, и далее, через Каспийское море дойдет до Баку, Тбилиси и Анкары с ответвлениями в Поти и Батуми, а от Анкары – до Стамбула.
Поскольку существующие автомобильные и железные дороги значительную часть этого коридора уже охватывают, соглашение предусматривает прежде всего упрощение логистических и таможенных процедур. Тем не менее общий бюджет проекта оценивается в 2 млрд. долл.
Церемония открытия коридора с участием президента Афганистана Ашрафа Гани состоялась 13 декабря 2018 г. в Герате. Первая партия сельскохозяйственной продукции, которую планировалось отправить по «Лазуритовому коридору», как сообщают афганские СМИ, включала более 175 тонн хлопка, сухофруктов и кунжута. Заинтересованность афганского бизнеса в функционировании этого коридора обусловлена транспортной изолированностью страны.
Годовой объем импорта Афганистана из Европы и Турции через Иран составляет 900 млн. долларов, а экспорт в европейские страны – всего 6 млн. долл. в год. Важность этого маршрута неоднократно подчеркивал и А. Гани. Дело в том, что из-за регулярного нарушения пакистанской стороной существующего торгово-транзитного соглашения афганские производители скоропортящейся сельхозпродукции несут огромные убытки.
Заинтересован в коридоре и Азербайджан, который в результате реализации сразу нескольких подобных проектов может стать одним из крупнейших в регионе транспортных хабов. Опасения азербайджанских аналитиков вполне обоснованно вызывает военно-политическая нестабильность в Афганистане, которая погубила уже не один такой проект.
Однако еще больше «Лазуритовый коридор» интересует Туркменистан, который с его помощью рассчитывает не только преодолеть собственную транспортную изоляцию, но и способствовать улучшению ситуации в Афганистане. Не случайно Ашхабад принимает активное участие в строительстве на афганской территории железной дороги Акина–Андхой, которое, как подчеркивает интернет-ресурс www.turkmenistan.gov.tm, ведётся за счёт средств туркменской стороны, ее кадровых и материальных ресурсов. При этом туркменские специалисты не только прокладывают саму магистраль, но и строят необходимые инфраструктурные объекты.
С геополитической точки зрения маршрут, идущий из Афганистана в обход трех крупнейших держав региона – России, Китая и Ирана, соответствует интересам США, заинтересованным в независимом от этих стран доступе к внутренним районам Евразии. Геополитическая подоплека «Лазуритового коридора», собственно говоря, и не скрывается.
Так, аналитик Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фуад Шахбазов, комментируя для информагентства Trend перспективы нового маршрута, подчеркнул, что он, вероятно, будет конкурировать с китайско-пакистанским экономическим коридором, ведущим к порту Гвадар на побережье Индийского океана.
Кроме того, «Лазуритовый коридор», по его словам, «поможет освободить Афганистан от зависимости от пакистанских, иранских и российских портов для экспорта своих продуктов». Аналогичная точка зрения была высказана Ф. Шахбазовым в статье для влиятельного американского «мозгового центра» Jamestown Foundation, специализирующегося на Евразии.
Очертания «Лазуритового коридора» отчасти напоминают о новом маршруте снабжения расположенных в Афганистане военных баз США. Этот коридор был создан американцами взамен прежнего южного маршрута через территорию Пакистана, отношения с которым у них испортились. Соглашение по нему было подписано в январе 2018 г. в ходе визита в Вашингтон президента Казахстана Н. Назарбаева. А для того чтобы сделать его более сговорчивым, накануне визита по требованию суда были арестованы 22 млрд. долл., принадлежавших Национальному банку Казахстана.
«Казахский коридор» предусматривает использование каспийских портов Актау и Курык, откуда военные грузы должны доставляться по железной дороге до Узбекистана и далее – в Афганистан. «Лазуритовый коридор» пролегает южнее, но, начиная с района Каспийского моря, его география и логистика выглядят так же, как и у «Казахского коридора», что позволяет рассматривать его в качестве дублирующего маршрута.
Показательно, что «Лазуритовый коридор» упоминается в статье руководителя Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике Фредерика Старра «Самый восточный порт Европы», посвященной строительству грузинского глубоководного порта Анаклия.
Доказывая необходимость выстраивания в регионе альтернативных России транспортных коридоров, он отмечает, что в перспективе «Лазуритовый коридор» мог бы связать Европу не с Афганистаном, а с Южной Азией, которая вскоре обгонит Китай по численности рабочей силы и превратится в один из ведущих мировых экономических центров.
Причем для оживления транспортного коридора через Центральную Азию и Кавказ Ф. Старр, несмотря на явные опасения по поводу возрастающего экономического присутствия КНР в странах региона, предлагает задействовать китайские товары и инвестиции, которые сделают функционирование этого маршрута рентабельным.
Между тем экономическая целесообразность – главное, что ставит перспективы развития «Лазуритового коридора» под вопрос. Афганских фруктов и хлопка для обеспечения его рентабельности явно недостаточно. К тому же их намного проще возить в Европу через Среднюю Азию и Россию, что выйдет гораздо быстрее и дешевле.
С аналогичными проблемами в свое время столкнулся проект ТРАСЕКА, который в итоге так и не стал реальной транспортной альтернативой маршруту через Россию. Двойная перевалка товаров с железнодорожного или автомобильного транспорта на морской делает его логистику более длительной и дорогой, что ярко продемонстрировал пример Украины.
После начала конфликта с Москвой Киев попытался «обойти» ее через Кавказ и Каспий, но быстро от этой идеи отказался из-за ее бесперспективности. Постоянное снижение объемов перевозок по маршруту ТРАСЕКА в 2010-е гг. отмечает и Ф. Старр, связывающий его упадок с неэффективной логистикой и тарифной политикой.
Никаких свидетельств в пользу того, что «Лазуритовый коридор» окажется экономически более эффективным, чем ТРАСЕКА, пока нет. А потенциальный перечень и объем товаров, которые можно было бы по нему перевозить, выглядит гораздо более скромным.
По маршруту ТРАСЕКА изначально планировалось перевозить китайские и европейские товары, которые в итоге оказалось выгоднее доставлять морем или же через Россию. Кроме того, им могли заинтересоваться Казахстан, Узбекистан и другие среднеазиатские государства, которые сегодня вполне могут воспользоваться для доставки товаров через Азербайджан и Грузию казахстанскими портами на Каспии. В итоге «Лазуритовый коридор» имеет очень высокие шансы стать одним из многочисленных транспортных проектов, которые так и остались на бумаге.
Правила комментирования
comments powered by Disqus