За происходящим в Кыргызстане официальный Минск следит очень внимательно. Хотя и не вполне официально. И дело тут вовсе не в присутствии гражданина Республики Беларусь Курманбека Бакиева, сыгравшего, как мы помним, определенную роль в новейшей истории Страны Тюльпанов. Дело в необходимости.
Это войти во власть просто. Выйти из власти трудно. Иногда это кажется почти невозможным. Причем чем более авторитарным было твое правление, тем сложнее найти выход. Оппозиция и медиа будут судачить, насколько ты «болен властью», что у тебя то шизофрения, то паранойя, то мозачиный психоз какой-нибудь. Но ты-то знаешь, что ты – абсолютно нормален. Просто знаешь о себе и о тобой сделанном гораздо больше, чем все те, кто пытается поставить тебе диагноз. И вот это знание о себе всей полноты правды мешает найти выход.
Но выход ведь должен быть какой-нибудь? И твое историческое (какое ни есть, но диплом в шкафу хранится) образование учит: прецеденты нужно искать в истории. И вот ты сидишь и думаешь: чья же ситуация напоминает твою – и какой выход придумал тот или иной деятель? Лучше, конечно, если это было еще при твоей памяти. А еще лучше, если ты можешь просто позвонить дорогому Имяреку Имярековичу и поинтересоваться, хорошо ли ему на пенсии.
Потому что умирать во власти – оно тоже не выход. Можно поступить, как поступил Ислам Каримов, конечно, но всем тем, кто был к Каримову близок, сегодня ох как не сладко. Хотя преемник дорогого покойника им же в свое время выдвигался.
Обычно в таких случаях создается мобильная аналитическая группа. Кто в нее может входить? Специалист по конкретному региону из МИДа. Кто-нибудь из разведки. Парочка аналитиков из академических или привластных институтов. Ну, разумеется, доверенное лицо, уполномоченное докладывать о результатах мониторинга непосредственно вождю.
И вот они наблюдают.
Наблюдают за Грузией – как осуществлялся трансферт власти от Шеварднадзе к триумвирату «Саакашвили – Жвания – Бурджанадзе». А потом – как распался триумвират. А потом – как Саакашвили не просто ушел, а эмигрировал.
Наблюдают за Украиной. Как уходил Кучма. Как вместо Януковича вознесло Ющенко, а потом Ющенко просрал всё Януковичу, а потом Янукович бежал из страны, а Турчинов не баллотировался, а Порошенко победил, а потом проиграл… Этому… В общем, из «ящика».
Наблюдают за Азербайджаном – как мертвый Алиев передал власть живому Алиеву.
Наблюдают за Арменией – как толпа вынудила депутатов сдаться на милость площади, а потом новый премьер начала разбираться со старым президентом, одиннадцать лет тому назад силой разогнавшего людей с этой же площади, да еще и отдавшего приказ стрелять.
Наблюдают за Казахстаном – как Нурсултан превратился из человека в город, и власть какую-никакую сохранил, а тут вдруг выяснилось, что его внук балуется в Лондоне наркотиками, ну – продолжение сериала следует, как мы понимаем…
Вот теперь опять – Кыргызстан. Это которого по очереди президента штурмовали? Сначала демократ Акаев куда-то улетел, потом смело Бакиева (этот вечно с нами, похоже), потом Атамбаев. Атамбаев, правда, власть передал мирно, даже преемника назначил. Но вот сейчас штурмуют и его.
Хорошо ли это?
Как докладывать первому лицу – какой из вариантов лучше?
Это, конечно, забавно, но самый предпочтительный вариант – Алиева. Ты скончаешься, согласовав накануне кандидатуру своего сына и наследника с одним из внешнеполитических «обкомов» — Московским или Вашингтонским, и его признают. Правда, для этого нужно, чтобы твой сын контролировал нефтяные потоки примерно в том же объеме, что и сын президента Азербайджана. Чтобы он успел некоторое время руководить страной в качестве премьер-министра и познакомиться в этом же качестве со всей мировой элитой. Тогда и можно помирать.
А если нефти нет? Что делать? Искать нефть с упорством идиотов? Можно. Но трудно. Особенно если ее действительно нет.
Ситуация с Казахстаном или Кыргызстаном? Не смешите наши Дрозды, друзья мои. Любой преемник знает твои грехи лучше, чем ты сам. И точно знает, что диктующим правила игры ты ему не нужен. Поэтому он укрепится, хотя бы немного, и уже тогда покажет, каково твое место. Ему это просто необходимо, чтобы продемонстрировать и готовность к реформам, и смену внешнеполитического курса, и борьбу с коррупцией, и – что там еще у нас осталось?
Вот и остается, что самым умным был Леонид Данилович Кучма. Ушел не просто мирно. Он передал власть оппозиционеру. Человеку, который уже по этой причине не мог тронуть его лично и его семью. Ну, отобрали у зятя показательно завод – крупнейший, кстати, в мире – но он ведь и приватизирован был не по правилам. А в остальном не тронули.
А как тут тронешь? Как тронуть, если завтра же – нет, тотчас же, куда до завтрашнего дня тянуть? – поднялся бы крик: идет преследование по политическим мотивам! И ведь это было бы почти правдой…
А штурм резиденции экс-президента Кыргызстана – так и вовсе показательное событие. Уходить нужно тогда, когда ты еще любим и популярен, а не тогда, когда ты достал всех своим правлением, включая собственное окружение.
В общем, процитируем еще одного умного человека:
— Когда я народу надоем, то уйду совсем. Никакого преемника оставлять не буду. И ни во что не буду вмешиваться. Живите, как хотите. Только и меня не трогайте.
Помните, кто это сказал? Во время одной из пресс-конференций прозвучало. И если автор цитаты все еще так думает, то выход из власти у него действительно есть.
Правила комментирования
comments powered by Disqus