Торжественная церемония открытия первого зарубежного филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» состоится 3 сентября в столице Узбекистана Ташкенте.
Филиал НИЯУ «МИФИ в Ташкенте создается по договоренности президентов России и Узбекистана в рамках реализации проекта строительства первой АЭС в Узбекистане. Вуз будет готовить национальные кадры для работы на атомной станции. Первый набор студентов в количестве ста человеком в 2019-2020 учебном году завершился в июле, конкурс составил шесть-семь человек на место. Студенты будут обучаться по четырем инженерно-техническим специальностям в сфере атомной энергетики.
Символично, что это событие, знаменующее новую веху в развитии высшей школы Узбекистана и подготовки высококвалифицированных кадров в этой стране, произошло спустя год после заключения между правительством России и Узбекистана соглашения о строительстве первый не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии атомной электростанции. Этот документ, подписанный 7 сентября прошлого года, вступил в Узбекистане в силу 19 октября 2018 года.
АЭС не блажь – а требование времени
Между тем споры о строительстве атомной электростанции в стране не утихают. Касаются они не только экономической, но и экологической составляющей проекта. Известный в Узбекистане журналист и эколог Наталья ШУЛЕПИНА в статье, опубликованной на сайте «Новости Узбекистана», исследовала территорию, отведенную под площадку для строительства будущей АЭС, и указала на проблемы, которые, по ее мнению, нужно решить до начала реализации проекта:
«Три площадки у озера Тузкан зажаты между Нуратинскими горами и озерной системой во впадине. Возможны разломы. В горах находится Нуратинский заповедник с краснокнижной флорой и фауной. В случае ЧП на АЭС заповедник окажется в зоне влияния. Месторождение Учкулач отчасти тоже напрягает. Состав накопленных отвалов неизвестен. Их надо изучать, изучать состав пыли в воздухе, гидрологию. Мышьяк и другая отрава отсутствуют?» - задается вопросом эколог.
Проведение изысканий, по словам Шулепиной, не финансируется в полной мере заказчиком, Агентством по развитию атомной энергетики «Узатом». А генподрядчик, «Государственный проектный научно-исследовательский институт инженерных изысканий в строительстве, геоинформатикии градостроительного кадастра», и его субподрячики, как и другие исполнители, действуют исходя из собственных финансовых возможностей. Первые данные изысканий должны появиться уже в сентябре, и можно прогнозировать, что они, наверняка, вызовут жаркие дискуссии и споры.
А пока Агентство по развитию атомной энергетики «Узатом» утверждают, что экология от проекта только выиграет: по подсчетам экспертов, один блок АЭС с реактором ВВЭР-1200 будет способствовать сокращению выбросов примерно 7 млн тонн СО2 и 18 тыс. тонн NOx (оксиды азота).
В то же время международные эксперты рекомендуют Узбекистану делать ставку на парогазовые установки и возобновляемые источники энергии, утверждая, что нагрузка субсидирования стоимости атомной электроэнергии ляжет на бюджет страны, так как у нее пока нет собственного опыта в сфере ядерной энергетики, и она ориентируется на российский. По подсчетам экспертов, это ориентировочная сумма в размере 1,28 млрд долларов в год, без учета расходов на утилизацию отработавшего ядерного топлива, которые могут составлять 220 млн в иностранной валюте ежегодно.
Отметим, что сегодня в Узбекистане уже реализуются инвестиционные проекты в области строительства, модернизации и реконструкции энергетических объектов, в том числе парогазовых установок, в которые вложены займы Японского агентства международного сотрудничества (JICA), Фонда реконструкции и развития, собственные средств АО «Узбекэнерго».
На них строят Туракурганскую ТЭС в Наманганской области с парогазовыми установками мощностью по 450 МВт, в Навоийской – вторую установку такой же мощности, на Тахиаташской ТЭС в Каракалпакстане также устанавливают две парогазовые установки мощностью 230-280 МВт. Идет поэтапная модернизация ТЭС и в Сырдарьинской области. Проект осуществляется при поддержке российской компании «Силовые Машины», которая поставила все необходимое оборудование.
Тем не менее, Узбекистан, который планирует добиться энергического прорыва к 2030 году, продолжает сталкиваться с дефицитом электроэнергии. Сегодня потребность в ней составляет 69 млрдкВт/час в год, на деле же вырабатывается около 64 млрд кВт/час. С учетом прироста населения и развития промышленности потребность в электроэнергии будет только расти. Потому, утверждают в Агентстве по развитию атомной энергетики Узбекистана, строительство АЭС не блажь, а вынужденная мера. Исполнительный директор Регионального экологического центра Центральной Азии Искандар АБДУЛЛАЕВ также считает, что Узбекистану нужна атомная энергетика, так как потребность экономики в электроэнергии растет на 8 % ежегодно.
В Узбекистане – «за», в Казахстане – «против»
Республиканский центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел среди населения исследование на тему «Граждане Узбекистана о строительстве атомной электростанции». «Я буду поддерживать деятельность АЭС» - отметили 85,6 % опрошенных,
«Я буду гордиться АЭС» - сказали 83 % респондентов. Лишь 30% респондентов говорят о том, что недостаточно информированы о пагубном влиянии ядерной энергетики на экологию.
Если почти 86% опрошенных граждан Узбекистана ратуют за строительство АЭС, то у аналогичного проекта в соседнем Казахстане – больше противников, чем сторонников, несмотря на то, что у страны есть опыт использования мирного атома. Тема строительства новых реакторов в Казахстане муссируется последние 20 лет, но своего решения проект пока не нашел.
Стоит напомнить, что в казахстанском Актау с 1973 по 1999 годы действовала АЭС, вырабатывавшая электроэнергию, тепло и пресную воду – этот реактор был полностью выведен из эксплуатации. Недавно в Казахстане вновь был поднят вопрос о строительстве атомной станции после того, как идею озвучил президент России Владимир ПУТИН на официальной встрече с лидером Казахстана Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ 3 апреля нынешнего года.
Предложение вызвало бурю эмоций среди казахстанцев, четко обозначивших свое несогласие относительно появления в стране атомной электростанции.
На пресс-конференции в Нур-Султане 11 июня, посвященной итогам президентских выборов, президент Токаев отметил, что вопрос строительства АЭС на повестке не стоит. Избранный президент заверил, что согласовываться он будет, прежде всего, с населением.
Впрочем, жителей Казахстана волнует не только перспектива возведения АЭС на территории своей страны, но и строительство ее в соседнем Узбекистане.
Приграничный Шардаринский район Туркестанской области от Тудакульского водохранилища разделяют всего около 600 километров.Многие казахстанские эксперты считают, что в обсуждении вопросов безопасности АЭС в Узбекистане должны участвовать представители Казахстана. Возможно, это вопрос времени, так как само строительство начнется только через несколько лет, - надеются эксперты из соседней республики.
Кстати, сегодня в Центральной Азии нет ни одной действующей атомной электростанции, а та, что построят в Узбекистане, будет самой современной, относящейся к категории «3+», заверяют в «Росатоме». Блоки с категорией «3+» Россия уже построила в Турции, Беларуси, Финляндии, Бангладеш и Египте.
Это реакторы с защитой от землетрясения до 9 баллов, внешней воздушной ударной волны, торнадо и наводнений, и даже от падения самолета. Стоимость проекта – около 11 млрд долларов. Два энергоблока мощностью по 1200 мегаватт каждый, прослужить станция должна не менее 60 лет.
Контракт на строительство будет заключен до конца нынешнего года, а сами работы по возведению реакторов начнутся в 2022 году. После ввода АЭС страна сможет снизить выбросы углекислого газа в атмосферу до 14 миллионов тонн и оксидов азота на 36 тысяч тонн, ежегодно экономить порядка 3,7 миллиарда кубометров природного газа. При этом экспорт сэкономленного газа без его переработки позволит пополнить бюджет Узбекистана на 600 млн долларов в год.
Подготовка кадра и обмен опытом
Одна из проблем, которая остро стоит перед Узбекистаном – подготовка кадров для обслуживания. Специалистов в сфере атомной энергетики в стране никогда не готовили. Кадры начали обучать уже сейчас, и в этом Узбекистану помогают Россия и Беларусь.
В ноябре прошлого года делегация Узбекистана во главе с генеральным директором Агентства «Узатом» Журабеком МИРЗАМАХМУДОВЫМ посетила Беларусь, где на месте изучила опыт этой страны в области атомной энергетики.
Итогом поездки стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики Беларуси и Агентством по развитию атомной энергетики при Кабинете министров Узбекистана в части мирного использования атомной энергии. Сотрудничество будет налажено и в сфере подготовки кадров. Соглашения об образовании совместных факультетов подписаны между Ташкентским государственным техническим университетом и Белорусским национальным техническим университетом, а также Ташкентским университетом информационных технологий и Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники, другими вузами Узбекистана и Беларуси.
Сегодня в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в Москве уже учатся более 50 студентов из Узбекистана, проходящие подготовку по той же программе, что и российские студенты.
В нынешнем году начался прием документов в Ташкентский филиал «МИФИ» - это первый зарубежный филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». 3 сентября состоится его торжественное открытие. Вуз принял 100 студентов по таким специальностям, как ядерная энергетика и теплофизика, теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника, ядерная физика и технологии.
Филиал «МИФИ» расположен в поселке Улугбек, там же находится Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана. Все сто будущих специалистов, которых по окончании вуза примут на работу в агентство «Узатом», будут обучаться на основе государственных грантов и получат дипломы российского образца, признаваемые и в Узбекистане. Документы на поступление подали около 670 юношей и девушек - конкурс составил шесть-семь человек на место.
Помощь в подготовке кадров для атомной энергетики Узбекистану окажет и Япония, которая предлагает обучить в своих центрах будущих специалистов. Договоренность об этом была достигнута в ходе поездки делегации «Узатома» в Токио осенью прошлого года.
Ввод в строй действующих реакторо, потребует дополнительной рабочей силы, а не только специалистов узкого звена. Работу на станции получат и российские специалисты, которым предстоит обучать персонал навыкам управления сложным оборудованием.
Возможно, среди тех, кто завтра войдет в состав команды, обслуживающей АЭС, будут и участвовавшие в исследовании, которое провел Республиканский центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». По результатам опроса, каждый второй респондент выразил желание работать на атомной станции.
Отметим также, что в поселке, который вырастет рядом со станцией, будут нужны врачи, учителя, представители других профессий. Новые рабочие места создадут для нескольких тысяч человек, а пока к началу строительства АЭС необходимо подготовить около 10 тыс. специалистов.
Хранить у себя – перерабатывать в России
Российская и узбекская стороны сотрудничают также в вопросе хранения и утилизации отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов – соответствующую концепцию планируют утвердить в 2023 году. В агентстве не исключают, что при строительстве АЭС на ее территории будут построены пункты хранения радиоактивных отходов, которые являются ценным сырьем. В «Узатоме» отмечают, что необходимая ядерная инфраструктура включает кадры, физическую защиту, нормы и правила, специальные сооружения и оборудование, автомобильные и железные дороги – все это позволит обеспечить долговременное хранение радиоактивных отходов.
Отработанный ядерный материал планируется извлекать, а его остаток, приведенный в твердое агрегатное состояние путем выпаривания и прессования, вновь доставят в Узбекистан, так как, согласно российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен, сообщают в «Узатоме».
Правила комментирования
comments powered by Disqus