Скорее всего, курс так и останется в районе 380 тенге. И это фактически укрепление тенге, пусть и скрытое.
Коррекция валютного курса прошла еще в 2018 году, когда стоимость доллара колебалась от 320 тенге до 380 в конце года. В 2019 курс стабилен и до конца года никаких потрясений не ожидается, считает экономист Алмас Чукин. Мало того, эксперт уверен, что на самом деле тенге укрепляется, хоть и «завуалированно».
Фиксированный курс мы уже проходили и это плохо кончилось
— Алмас Таласович, в прогнозах от различных экономистов нет-нет, да и проскользнет ожидание серьезного падения курса тенге. И речь идет далеко не о 10%, иногда впору говорить о настоящем обрушении. Хотя настолько панических прогнозов мало.
— Никаких обвалов курса не будет, это я и раньше говорил, повторяю и сейчас. До Нового года так и будет в районе 370-380 тенге.
— То есть примерно на прежних позициях.
— На самом деле тенге даже укрепляется, хотя номинальные цифры вроде такие же. Но сейчас инфляция тенге 6%, а доллара – менее 2.
По идее по правилам экономики мы должны ежегодно девальвировать свою валюту примерно на 4%
То есть с опережением. Но допустим, что год назад некий товар стоил 10 млн тенге. И если сегодня вы его же можете купить за те же деньги (а инфляция была в районе 10%), то получается, что фактически тенге укрепился.
Коррекция была в 2018 году и от 310-320 тенге в его начале доллар поднялся до 380 в конце. Но в 2019 ничего такого не происходит, курс находится примерно в одном районе и только журналисты обсуждают рост на один тенге. На самом деле сейчас курс очень стабилен.
— Не так давно экономист Рахим Ошакбаев в очередной раз заявил, что пора возвращаться к фиксированному курсу тенге. Кстати, эту же идею высказывали и другие эксперты. А как Вам такая идея?
— Идею я не поддерживаю. Эта точка зрения вообще находится в глубоком меньшинстве.
Фиксированный курс мы уже проходили и привел он к тому, что тенге очень резко обваливался. Со 120 до 180, потом до 350. На мой взгляд, лучше уж
плавающая нестабильность, чем такая стабильность, после которой приходится настолько больно падать
Один Машкевич может «сдвинуть» весь наш валютный рынок
— Полагаете, если вернуться к фиксированному курсу, избежать таких скачков опять не получится?
— Наш тенге – это валюта развивающейся страны, которая по идее и должна плавно снижаться. У нас слабая экономика, которая на 70% зависит от сырья. Сами мы особо ничего делать не научились, только потреблять.
Почему постоянно укрепляется, например, швейцарский франк? Потому что сильная экономика, они продают свои часы, станки, банковские услуги. Они настолько эффективны, что в Швейцарию стекаются деньги со всего мира. У экономики положительный баланс во всем. Такой избыток иностранной валюты, что даже не знают, куда ее девать. Уже ввели нулевые и отрицательные ставки, а недавно даже придумали сделать гарантированный доход для сограждан. Был такой эксперимент, к которому привлекли 500 человек и просто раздавали им деньги, правда, от идеи отказались. Это все благодаря мощной экономике и производству.
— Некоторые эксперты утверждают, что на стоимость тенге помимо обычных факторов влияют некие скрытые. Какие именно, судить не берутся, но фундаментальные почему то не работают. Почему так?
— Экономика – это не математика, где один плюс один равно двум. Основная наука не зря называется политическая экономия, на нее влияет масса политических факторов в самом широком смысле слова. Действия политиков, какие-то социальные потрясения и тому подобное. Так что в итоге может получиться и три, и минус два.
Фундаментальные факторы действительно важны, но в плане «общего климата». Если говорить о ежедневной погоде, то тут возможные комбинации абсолютно непредсказуемы.
И все эксперты, которые пытаются из цены на нефть вычислить завтрашний курс тенге – просто занимаются ерундой.
Кроме того, не забывайте, что Казахстан на самом деле маленькая страна. Всего 18 млн населения – это очень мало по мировым меркам. Один Машкевич завтра купит или продаст доллары – и весь рынок сдвинется. А если две-три группы компаний? Слишком много факторов влияет на поведение в краткосрочной перспективе. Нужно оценивать ситуацию хотя бы за квартал. Какой курс ожидаю к Новому году — я уже сказал.
На покупку долларов у населения просто не осталось тенге
Несколько ранее Чукин утверждал, что по итогам 2019 года не стоит ожидать колебаний курса более, чем 2-3%. Правда, уточнял, что «если казахстанские власти не будут повторять ошибки 2017 года» и если не случится форс-мажора.
— Кривая курсовых колебаний в 2019 году выглядит довольно странно. Она отклоняется от типичных сезонных колебаний. Но это не девальвация. В этом году государство активно гасило долги. Поэтому такой ненормальный отток долларов, — сказал Чукин, выступая на заседании экспертного клуба Think Tank Club Aspandau.
Тогда же эксперт назвал «серьезными» колебания на 10%, но предпосылок к этому, по его мнению, нет. И объяснил это элементарной нехваткой денежной массы у населения.
— Покажите мне огромные массы людей, у которых лежат кучи тенге, и они скупят все доллары по 500 тенге. Я, например, вижу падение доходов населения.
Какие доллары и были, то они уже давно кончились у тех, кто живет на зарплату
У богатых может что-то осталось. Но, в целом, для катастрофического обвала курса нет предпосылок, — говорил тогда он.
Однако другие эксперты утверждают, что валютные операции населения — лишь капля в море. И практически никакого влияния на ценообразование не имеют.
Правила комментирования
comments powered by Disqus